Электросамокаты — одно из самых популярных и экологичных средств передвижения этим летом, однако у них так же много противников, как и почитателей. Главная проблема — отсутствие законодательно закрепленных правил дорожного движения для этого вида транспорта. ТАСС поговорил с автоэкспертами и подготовил ответы на главные вопросы пользователей об электросамокатах
В 2018 году в Москве открылся сервис кикшеринга — поминутной аренды электросамокатов: от компаний "Делимобиль" и "YouDrive". Он запустился не очень удачно и вскоре закрылся, а через год, в 2019, в Москве начал работать сервис Whoosh. Все начиналось с 20 шт., которые были сосредоточены в центре города. Очень быстро электросамокаты стали популярны в Москве и других российских городах, и уже в 2021 году только в столице, по данным портала mos.ru, было совершено 8,6 млн поездок, и речь только о кикшеринге. Сегодня в стране работает около десятка операторов, парки самых крупных — Whoosh и Urent — состоят из 10 тыс. самокатов каждый, и их услуги очень востребованы не только в мегаполисах, но и в курортных городах на юге России.
Электрические самокаты также свободно продаются — при покупке не нужны права или паспорт, в интернет-магазинах можно подобрать как маломощный, например для ребенка, так и скоростной, способный ехать так же быстро, как скутер и даже автомобиль. Цены начинаются от 15–20 тыс. рублей.
Несмотря на популярность, у электросамокатов не меньше противников, чем почитателей. Самокатчиков обвиняют в некорректном вождении, нарушении правил дорожного движения, что часто приводит к авариям, травмам пешеходов и порче автомобилей.
ТАСС побеседовал с автомобильными экспертами о том, какие права и обязанности есть у пользователей электросамокатов, можно ли выиграть суд и привлечь такого водителя, если он стал причиной аварии, о правилах безопасности кикшеринговых сервисов и необходимости появления ПДД для частных владельцев электросамокатов.
Я хочу купить электросамокат, где и с какой скоростью я на нем смогу ездить?
Где угодно. Электросамокаты придуманы прежде всего для отдыха — поэтому особенно много их в парках, скверах, в исторических центрах больших городов. Но запрета выезда электросамоката на дорогу общего пользования пока нет. Сейчас любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, может кататься на электросамокате — а некоторые модели держат крейсерскую скорость около 60–80 км/ч, — при этом не имея прав и даже без шлема.
Закрепленных законом правил, которые бы объясняли, где и с какой скоростью могут ездить электросамокаты, в России пока не введено.
Предполагается, что, выезжая на дорогу общего пользования, самокатчик будет соблюдать правила дорожного движения для остальных ТС. То есть если на дороге ограничение скорости 30 км/ч, то и самокат не должен превышать ее.
Иначе дело обстоит с кикшерингом: сервисы добровольно устанавливают на электросамокаты ограничители скорости.
"В парках такой самокат не может разогнаться быстрее 15 км/ч, на некоторых улицах города его максимум — 25 км/ч, — объясняет вице-президент Национального автомобильного союза, член общественного совета ГУВД Москвы Антон Шапарин. — Разблокировка самоката происходит через приложение, оно имеет GPS-трек, благодаря ему отслеживается местонахождение самоката, GPS имеет и самокат, он тоже на связи с интернетом, и когда ты въезжаешь в определенную зону, он сам замедляется до допустимой скорости. Но такие ограничения — добрая воля прокатного сервиса. По закону они ничего никому не должны".
Разработчики электросамокатов, по словам эксперта, не занимаются вопросами ограничения скорости, потому что "они как раз не заинтересованы в каком-то урегулировании этого рынка".
Электросамокатчики носятся по дорогам и дворам — есть ли для них штрафы за нарушение правил дорожного движения?
Из-за того, что в ПДД нет пока свода правил для электросамокатов, и штрафовать их не получается.
"На сегодняшний день нет ясности в вопросе, к какой категории относятся электросамокаты, — говорит Антон Шапарин. — Есть трактовки. В какой правовой ситуации мы сейчас находимся: у нас есть ПДД, которые должны регламентировать действия всех участников дорожного движения. Но про электросамокаты там ничего не сказано".
Из-за того, что электросамокаты не имеют регистрационных номеров, как автомобили, их сложно отследить с помощью видеокамер. Остановить электросамокатчика может сотрудник ДПС — как и любого участника дорожного движения, но на практике это происходит нечасто.
"Камеры не фиксируют самокаты из-за отсутствия номеров, инспекторов на дорогах мало, а пользователей электросамокатов — много", — добавляет Антон Шапарин.
Почему нельзя просто внести в ПДД пункты, которые касаются езды на электросамокате?
Это не позволяет сделать так называемая "регуляторная гильотина" — инструмент Минюста, который с 1 января 2021 года запрещает вносить отдельные поправки в нормативно-правовые акты подзаконного характера — как раз к ним относятся и ПДД. Документ можно лишь полностью переиздать.
Новая система контрольно-надзорного законодательства была принята, чтобы сократить административную нагрузку на бизнес, провести инвентаризацию всех действующих и обязательных для бизнеса требований и понять, соответствуют ли они современным реалиям. Среди норм встречались устаревшие, те, что были приняты еще при СССР и РСФСР.
"Ситуацию с самокатами пытался разрешить Минтранс, предложил поправки в ПДД — например, ограничение скорости в 25 км/ч, обязательную маркировку, но опять же "регуляторная гильотина" не позволила их принять. В результате два года ситуация не может поменяться", — говорит Антон Шапарин.
Сейчас, по словам эксперта, при ДТП некоторые инспекторы выписывают самокатчикам штрафы как водителям мопедов, но такие решения оспариваются в судах.
"Суды массово признавали людей на электросамокатах пешеходами, — говорит Антон Шапарин. — Недавно по одному из ДТП было решение, так вот ни пользователя электросамоката не назвали пешеходом, ни самокат — транспортным средством, и отметили, что подобные правоотношения нуждаются в регламентации".
Я попал в ДТП по вине электросамокатчика. К какой ответственности его привлекут?
Сейчас при ДТП электросамокатчики расцениваются как пешеходы, так как электросамокат до сих пор не признан законом как техсредство.
"Электросамокаты находятся, по сути, в серой правовой зоне, и получается, что статус людей, которые управляют электросамокатами, нигде не прописан, — объясняет главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков. — И когда происходит столкновение электросамоката с автомобилем, самокатчик проходит как пешеход, а не водитель транспортного средства. При этом этот пешеход может ехать со скоростью мопеда или даже скутера, электросамокат весит около 30 кг. Прибавьте к нему вес самокатчика — 70–80 кг. И вот такой вес на скорости наваливается на прохожего. Получается, что самокат едет 80 км/ч, и никаких для него правил".
При этом, отмечает эксперт, если прохожего на тротуаре сбивает автомобиль или скутер, это расценивается как тяжелое ДТП.
Пешехода же можно оштрафовать за нарушение ПДД. Размер штрафа — до 1 500 рублей, если им были созданы помехи дорожному движению. В случаях возникновения ДТП с тяжкими последствиями пешеходу может грозить тюремный срок до семи лет.
"Пока случаи, когда самокатчики понесли ответственность, единичны, — говорит Максим Кадаков. — Например, был случай: ДТП произошло по вине пьяного самокатчика, который имел автомобильные права. И его этих прав лишили, на мой взгляд, справедливо".
Изменится ли ситуация в ближайшее время?
Антон Шапарин считает, что изменить ситуацию сможет отказ от "регуляторной гильотины" для ПДД.
"Тогда мы сможем внести поправки в ПДД, это, в свою очередь, позволит нам внести поправки в КоАП и штрафовать самокатчиков хоть за что-то".
Общественная палата запустила проект "Общественные поправки ПДД" и одноименный телеграм-канал, чтобы учесть все проблемы, с которыми часто сталкиваются автомобилисты. Одна из главных тем обсуждения — отсутствие регламентации использования электросамокатов, гироскутеров, моноколес в действующей редакции ПДД. У россиян есть возможность внести свои предложения по реформированию свода правил дорожного движения. Высказаться можно на сайте Общественной палаты.
В Совете по правам человека (СПЧ) при президенте России предлагают ввести обязательное страхование ответственности для владельцев электросамокатов, зафиксировать в ПДД понятие об электрическом транспортном средстве и запретить пользоваться электросамокатами лицам до 18 лет.
Проблемы, связанные с отсутствием правил для электросамокатов, по словам депутата Государственной думы от "Справедливой России — За правду" Николая Новичкова, который занимается проблемами агрессивного вождения, в правительстве видят и ищут пути их решения.
"Изменения статуса электросамокатов, пока действует регуляторная гильотина, — они пока невозможны. Но электросамокаты должны быть выведены из серой зоны полностью, на мой взгляд, — говорит Николай Новичков. — Человек на электросамокате — это полноценный участник дорожного движения со всеми вытекающими последствиями. Наверное, надо подойти к "регуляторной гильотине" более творчески, вариативно, сделать исключения. В Госдуме работает группа по борьбе с агрессивным вождением. В ней работают и представители правительства, и [органов] внутренних дел, они эту проблему понимают. Диалог идет".