2 июля 2022, 01:55

Во Владивостоке отмечают 10-летие мостов Русский и Золотой

Горожане, историки и чиновники рассказали об открытии этих сооружений

ВЛАДИВОСТОК, 2 июля. /Корр. ТАСС Константин Васильев/. Во Владивостоке отмечают в этом году десятилетие открытия мостов Русский и Золотой. Первый из них - мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский - был официально сдан 2 июля 2012 года. Корреспондент ТАСС пообщался с известными горожанами, историками и чиновниками, которые вспомнили памятный день и поделились своим восприятием города до и после появления мостов.

Мосты построили во Владивостоке в рамках федеральной программы подготовки города к проведению саммита АТЭС 2012 года. Они стали главной частью новой транспортной инфраструктуры города. Золотой - это вантовый мост через бухту Золотой Рог. Его длина составляет 1 388 м, он соединяет центральную часть Владивостока с мысом Чуркин.

Мост Русский соединяет южную материковую часть Владивостока с островом Русским. Общая длина моста - 1 885 м, а протяженность центрального руслового пролета - 1 104 м. Это было мировым рекордом на момент строительства.

Об истории появления мостов

Владивосток, создававшийся как военный форпост в середине XIX века, имеет замысловатый и сложный рельеф в отличие от многих российских, в том числе, прибрежных городов. Главная его бухта - Золотой рог - "врезается" в берег и разделяет город на центральную и южную части. Между двумя точками мысов Чуркина и Эгершельда расстояние местами менее 1 км по морю, но проехать по суше придется 15 км. Именно это долгое время определяло сложную транспортную ситуацию в городе. Город также расположен посреди множества сопок, и дороги всегда приходилось прокладывать с учетом сложного рельефа.

Мечты о больших мостах, которые соединили бы отдаленные друг от друга по суше районы Владивостока, появились задолго до их строительства, рассказала ТАСС местный историк и краевед Нелли Мизь."Первые упоминания о проектах мостов через Золотой рог и пролив Босфор Восточный в тех или иных формах появились еще задолго до революции. И на протяжении почти всей истории города власти то и дело пытались разрабатывать проекты таких сооружений. Было дело, когда в особенно холодные зимы открывали пешеходную дорогу по льду Золотого рога. В какие-то моменты дело почти доходило до обсуждения конструкции будущего моста, но все время чего-то не хватало", - пояснила собеседница агентства.

Официально в черту Владивостока входят и островные территории, в том числе большой остров Русский. Связь с этими территориями, где есть несколько жилых поселков, была  с помощью паромов и катеров и зависела от погоды.

После того, как в 2007 году решили провести саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке на острове Русском, два моста вместе с кампусом будущего Дальневосточного федерального университета, который выступил площадкой форума, стали основными объектами подготовки города к мероприятию. Для решения задачи привлекли федеральные средства. По данным счетной палаты РФ, объем инвестиций в строительство объектов для саммита АТЭС составил 690 млрд рублей.

По словам пресс-секретаря музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева Андрея Островского, на протяжении строительства властям приходилось сталкиваться с критикой от местных жителей. Как считает Островский, они были не готовы поверить, что "мечта поколений горожан действительно может воплотиться в жизнь".

"Я думаю, что подавляющее большинство горожан были уверены, что проект строительства обоих мостов превратится в большое воровство и никогда не будет реализован. Ходили бесконечные слухи, что там под опорами какие-то плывуны, что опоры не будут стоять, причем у обоих мостов. Потом, когда для стройки в центре Владивостока (моста Золотой - прим. ТАСС) возводились эти красные металлические конструкции, казалось, что мост задавит город, и такое ощущение эти опоры действительно создавали. Но когда конструкции убрали, оказалось, что мост-то - летящий! Что он висит над городом и украшает его", - вспоминает руководитель пресс-службы музея.

Об открытии объектов

2 июля 2012 года стало для жителей Владивостока не только днем рождения любимого города, но и исторической вехой, когда первый из двух гигантских мостов - Русский - был официально сдан и запущен в тестовом режиме. Позже - 11 августа - состоялось открытие и Золотого моста, когда жители получили возможность пройтись от одного берега Золотого рога до другого пешком на высоте 64,25 м. Тогда перед тем как открыть мост для автомобильного движения, власти разрешили жителям два дня гулять по нему.

"Во время открытия я тоже гулял и сам, и с друзьями, - рассказал ТАСС мэр Владивостока Константин Шестаков. - Было ощущение фантастического праздника в городе. На тот момент ничего настолько значимого не происходило давно, и это было маленькое городское счастье".

Островский тоже был там. Он рассказал, какая обстановка царила на пролетах.

"Это была эйфория, причем массовая: кто-то был с детьми, кто-то приехал на велосипеде, поминутно люди делали селфи, все были трезвыми и гуляли в атмосфере всенародного праздника", - поделился воспоминаниями пресс-секретарь музея истории Дальнего Востока.

Владивосток будущего

Практически сразу после возведения оба моста стали визитными карточками Владивостока для туристов, прибывающих как из России, так и из ближайших стран Азии. Как рассказал ТАСС руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский, растиражированные отдыхающими фотографии на фоне мостов помогают рекламировать город.

"Благодаря им Владивосток стал узнаваемым. Многие туристические маршруты включают показ мостов: автобусные, пешеходные и даже морские. Конечно, такие маршруты оказывают "вау-эффект" на туристов. Появляются новые точки притяжения, теперь туристы готовы селиться в гостиницы не только в центре города, но и со стороны жилого района, ведь там на Золотой мост можно посмотреть под другим ракурсом", - сказал собеседник агентства. 

Во Владивостоке проектируют новый мостовой переход между мысом Эгершельда и островом Елены (это название одной из частей острова Русского). По словам мэра, при достаточном финансировании можно было построить еще несколько таких мостов.

"Если помечтать и подумать о том, какие еще мосты мне хотелось бы навести во Владивостоке, то это, в первую очередь, полноценный ВКАД (Владивостокская кольцевая автомобильная дорога - прим. ТАСС), мост с Токаревской косы на острова Елены и Русский, с канала на Новик, с острова Русского на Попова. Да что уж там, мост и на остров Рейнеке тоже добавим в этот список. Вообще, мест под мосты у нас полно, и словосочетание "город мостов" - это про нас", - заявил Шестаков в беседе с ТАСС.

В новость внесена правка (14:46 мск) - передается с уточнением информации в лиде и десятом абзаце, верно - сдан 2 июля 2012 года.