10 июля 2022, 14:24

Власти Марокко считают, что туристический сектор восстанавливается после двух лет кризиса

По подсчетам министерства туризма, королевство с начала 2020 года по начало 2022 года недосчиталось свыше 20 млн туристов и более $9 млрд доходов

РАБАТ, 10 июля. /Корр. ТАСС Первин Мамед-заде/. Туристический сектор Марокко, находившийся в глубоком кризисе на протяжении более двух лет из-за тяжелейших последствий пандемии коронавируса, постепенно пробуждается. Об этом говорят данные о состоянии отрасли, приведенные министерством туризма, народных промыслов и социальной экономики.

По подсчетам ведомства, королевство с начала 2020 года по начало 2022 года недосчиталось свыше 20 млн туристов и около 90 млрд дирхамов (более $9 млрд) доходов. Потери для Марокко поистине огромные, учитывая тот факт, что до пандемии туризм обеспечивал 7-8% вклада в национальный ВВП и более 20% экспорта услуг.

Однако в последние месяцы ситуация начала выправляться, во многом благодаря довольно успешной кампании по вакцинации населения от коронавируса, упрощению правил въезда на территорию Марокко, а также эффективным мерам правительства и частного сектора, запустившим масштабные рекламные акции на наиболее перспективных направлениях, прежде всего в Европе.

Обнадеживающие цифры

Согласно данным, которые предоставили корреспонденту ТАСС в министерстве туризма, народных промыслов и социальной экономики, за первые пять месяцев 2022 года число туристов, побывавших в Марокко, достигло 2,3 млн, что почти в 4,5 раза больше показателя за этот же период в 2021 году. Это примерно вдвое меньше, чем в очень успешном для сектора 2019 году, но тенденция роста налицо, что внушает операторам сдержанный оптимизм.

"Туристы возвращаются, потому что Марокко остается в их представлении привлекательной и надежной страной. Надо также сказать, что в процессе перезапуска отрасли после острой фазы кризиса важную роль сыграли согласованные действия заинтересованных сторон: туроператоров, регулирующих структур, профессионалов на местах", - отметил собеседник.

Одним из таких удачных мероприятий специалисты называют запущенную нынешней весной и длящуюся до сих пор масштабную рекламную кампанию под названием "Марокко - земля света". Она направлена на освоение 19 рынков, включая такие стратегические направления, как Франция, Испания, Германия, Великобритания, США, Ближний и Средний Восток, Израиль и Африка.

Важной целью кампании власти королевства назвали "позиционирование Марокко среди самых желанных туристических направлений в мире, укрепление его имиджа, особенно среди новых поколений путешественников". Как пояснили в Марокканском национальном туристическом офисе, "кампания нацелена на иностранных туристов в возрасте от 25 до 59 лет, интересующихся искусством, культурой, природой и достоянием сельской среды, пляжами и развлекательными мероприятиями".

Результат работы уже виден: за первые пять месяцев нынешнего года валютные поступления от туризма увеличились на 173% по сравнению с таким же отрезком времени в 2021 году и составили 20 млрд дирхамов (более $2 млрд). "Весьма отрадно, что на сегодняшний день Марокко снова входит в число основных направлений в программах международных туроператоров", - подчеркнули в министерстве.

Марракеш и Агадир - в лидерах

Список самых популярных городов Марокко среди иностранных туристов по-прежнему занимают известные центры отдыха международного значения - Марракеш и Агадир. Количество ночевок в их гостиницах за первые пять месяцев утроилось по сравнению с первыми пятью месяцами 2021 года. Далее в списке следуют такие направления, как Танжер, Эр-Рашидия, Дахла, Рабат и Касабланка.

Марракеш одним из первых оправился от затянувшейся депрессии и, похоже, возвращается к докризисному ритму жизни. Вскоре после того, как в начале февраля 2022 года Марокко после более чем двухмесячного перерыва возобновило пассажирское авиасообщение с внешним миром, красно-охровый город первым принял на себя большую волну туристов из-за рубежа, главным образом европейских.

"Долгое время Марракеш не был похож сам на себя. Пустовали гостиницы и рестораны, на базарах в средневековых кварталах и на легендарной площади Джемаа-эль-Фна крайне редко удавалось встретить иностранцев. Прежде яркий и жизнерадостный город без туристов оказался одиноким, покинутым, брошенным и производил удручающее впечатление", - делится своими мыслями управляющий крупного отеля в квартале Ивернаж.

"Но после ослабления ограничительных мер и возобновления авиасообщения дела пошли в гору. Этой весной с наступлением горячего сезона Марракеш начал походить на себя прежнего, каким его все знали до пандемии. Снова заполняются гостиницы и виллы, в ресторанах клиентов допоздна развлекают музыканты, а в автомобильные пробки на дорогах можно попасть далеко за полночь. Марракеш снова принимает гостей со всего света", - продолжает собеседник.

Фестивали возвращаются

О постепенном оздоровлении индустрии туризма, отдыха и развлечений королевства говорит и то, что власти приняли решение возобновить в нынешнем году проведение популярных международных фестивалей, прежде всего музыкальных и художественных. Как показывает практика, они хорошо стимулируют внутренний туризм, привлекают гостей из-за рубежа и из года в год формируют привлекательный образ Марокко как страны, где происходят встречи разных культурных традиций и проводятся уникальные по составу участников мероприятия.

После трех лет вынужденной паузы в начале июня прошел очень популярный среди меломанов Фестиваль духовной музыки мира в Фесе, а вскоре после него публика насладилась серией выступлений (в Эс-Сувейре, Марракеше, Касабланке и Рабате) на Фестивале музыки гнауа.

В начале июля в Касабланке состоялся международный джазовый фестиваль Jazzablanca, а в Марракеше - Национальный фестиваль народного искусства, в котором приняли участие около 600 артистов. Помимо выступлений фольклорных коллективов из Марокко, марракешские зрители увидели концерты и сценические номера артистов из Испании, Сенегала, Кот-д'Ивуара и Демократической Республики Конго.

Во второй половине года любителей живой музыки и самобытных традиций ждут другие интересные события. Так, 15-16 июля в Агадире состоится фестиваль "Тимитар" (Timitar), который традиционно пропагандирует "ценности терпимости и сосуществования" и популяризирует амазигские (берберские) культурные традиции в музыке, танцах, кулинарии, одежде и т. д.

Осенью Рабат примет 25-й по счету международный фестиваль "Джаз в Шеллахе" (Jazz au Chellah) с участием марокканских и европейских музыкантов, а после этого в Фесе пройдет Фестиваль суфийской культуры, в программу которого включаются как концерты, так и выставки, круглые столы, дискуссионные вечера и встречи со знатоками многовековых суфийских традиций.

Впрочем, остается неясной судьба самого крупного мероприятия - Международного фестиваля музыки и ритмов мира "Мавазин", который до пандемии ежегодно проводился в Рабате в течение девяти дней с участием звезд мирового уровня, популярных арабских, африканских и азиатских исполнителей. Когда и в каком виде он снова будет организован, пока неясно.

Электронная виза

Для привлечения туристов и повышения конкурентоспособности Марокко власти предпринимают шаги и в цифровой области. С 10 июля 2022 года королевство запустило процедуру выдачи электронной визы (eVisa) через специально созданный сайт www.acces-maroc.ma. Эта мера, призванная, согласно замыслу правительства, "улучшить, упростить и модернизировать консульские услуги", должна помочь облегчить иностранным гражданам процесс получения виз.

В МИД королевства сообщили, что обработка заявок на получение туристической или деловой визы займет от 24 до 72 часов. Электронная виза будет действительна в течение максимум 180 дней с момента выдачи и позволит находиться на территории Марокко в течение максимум 30 дней. В ведомстве заверили, что "новая система запроса электронных виз является простой, быстрой и безопасной и она облегчит доступ иностранных граждан на территорию Марокко".

Внедрение процедуры выдачи электронной визы горячо поддержала Национальная конфедерация туризма страны. Ее президент Хамид Бентахар убежден, что данная инициатива "не только поможет возродить туристический сектор после кризисного периода, но и облегчит доступ к новым потенциальным клиентам, даст возможность Марокко получить доли рынка, которые до сих пор от него ускользали".