ТАСС, 4 августа. Студенты Института авиационной и ракетно-космической техники Самарского университета им. С. П. Королева разработали планер для обучения любителей авиации базовым навыкам пилотирования. Безмоторный летательный аппарат отличается от аналогов небольшим весом, разборностью конструкции и особой прочностью крыла. Как ожидается, студенческая разработка позволит в перспективе заместить часть зарубежной техники в отечественных авиаклубах, став неким подобием практического летающего "букваря" для будущих планеристов и летчиков, сообщили в четверг в пресс-службе университета.
"Отличительной особенностью данного планера является его разборная конструкция. Крылья легко "отстегиваются", и планер готов к перевозке на автомобильном транспорте. На месте планер собирается буквально за 20-25 минут. Вес пустого аппарата - всего 115 кг, максимальная допустимая эксплуатационная скорость полета - 150 км/ч. Это простой и надежный одноместный планер, предназначенный для первоначального обучения пилотированию, самым азам - взлету и посадке. Сейчас в большинстве отечественных аэроклубов для обучения, как правило, используются планеры зарубежного производства, и, думаю, что наш планер сможет заинтересовать ДОСААФ и частные аэроклубы", - приводит пресс-служба слова руководителя межкафедрального конструкторского бюро легкой авиации (МКБ ЛА 74) Павла Пятницы.
Как отметил руководитель МКБ, подобный планер необходим на самом первом этапе обучения, когда курсант еще только учится правильно выполнять разбег, взлет и посадку, когда он пытается понимать и чувствовать летательный аппарат и нарабатывает необходимый глазомер. Именно этот этап обучения считается самым сложным. На втором этапе обучения курсанты в сопровождении инструктора осваивают пилотаж и искусство парящего полета по заданному маршруту уже на более сложных и продвинутых двухместных планерах.
Благодаря небольшому весу данному планеру для взлета не понадобится самолет-буксировщик, такой аппарат можно запускать в небо с помощью лебедки или резинового шнура - почти как камень из рогатки, что позволит, например, аэроклубу экономить на авиационном топливе.
В числе несомненных плюсов планера - несложная конструкция, не требующая для изготовления дорогостоящего заводского оборудования, использование только отечественных материалов и комплектующих, простота и дешевизна ремонта, неплохие летные характеристики.
Аэродинамическое качество
Техническое задание на планер сформировали сами студенты в ходе открытого обсуждения. Длина планера - до 6 м, размах крыла - до 9 м. Аэродинамическое качество аппарата конструкторы прогнозируют примерно равным 11 - это означает, что за время снижения на 1 км планер в условиях штиля сможет преодолеть в горизонтальном направлении 11 км. У более продвинутых больших промышленных планеров показатель аэродинамического качества может доходить и до 60, но для такого маленького аппарата 11 - весьма неплохой результат, отмечают в пресс-службе вуза. У сверхзвукового истребителя Су-27 аэродинамическое качество примерно такое же, как у самарского планера - 11,6. У знаменитого "кукурузника" Ан-2 этот показатель равен 10.
Над проектом планера трудились семь студентов-конструкторов, еще семь участвуют в сборке аппарата. В конструкции корпуса используется легкий, но достаточно прочный композитный трехслойный материал - стеклоткань, пропитанная смолой, с пенопластовым наполнителем между слоями. Тяги управления элеронами и рулем высоты металлические. Крыло изготовили на одном из самарских заводов - эту задачу решили доверить профессионалам.
"Студенты в своих расчетах исходили из действующих авиационных правил для легких самолетов. Крыло произведено и испытано на заводе по нашему техзаданию, и, согласно результатам испытаний, оно смогло выдержать восьмикратные перегрузки, хотя по авиационным правилам достаточно четырехкратной перегрузки. То есть, раз общий вес самого аппарата всего во взлетной конфигурации, с пилотом, составит до 200 кг, крылья смогут выдерживать порядка 900 кг. Фактически же при испытании была достигнута нагрузка в 1 800 кг. Конечно же, до первого полета собранный планер обязательно пройдет еще испытание фюзеляжа и стабилизатора на эксплуатационные нагрузки", - сообщил Пятница.
В настоящее время завершается сборка первого экземпляра планера, ожидается, что он будет готов к полету в ближайшее время.
Планеры для обучения пилотов
Во времена СССР обучение полетам на планере являлось почти обязательной ступенью для карьеры будущего летчика после школьного авиамодельного кружка и перед поступлением в авиационное училище.
В России обучение полетам на планерах проводится, как правило, в аэроклубах ДОСААФ.
Большинство учебных планеров - выпускавшиеся с 50-х годов прошлого века двухместные чешские планеры L-13 Blanik. Их производство прекращено в 2006 году, вес пустого планера - 292 кг. Используются и более современные одноместные польские SZD-48-2 "Янтарь Стандарт 2" (разработан в 1970-е годы) и SZD-48-3 "Янтарь Стандарт 3" (разработан в 1980-е годы, вес пустого аппарата- 274 кг).