Центральноафриканская Республика 13 августа отмечает День независимости: в 1960 году ЦАР перестала быть колонией Франции. Нынешний президент страны Фостен-Арканж Туадера, судя по всему, продолжает эту линию на избавление от западного влияния — что стоит хотя бы его заявление в СМИ о том, что признание Россией народных республик Донбасса предотвратило насилие и сохранило жизни людей. Не случайно, наверное, что и непопулярное сегодня на Западе русское православие получило в ЦАР надежную опору в лице государства: в этой стране Африки впервые зарегистрировали Патриарший экзархат РПЦ. О том, как Русская православная церковь в наши дни приходит на Черный континент, — в материале ТАСС.
Русское православие в ЦАР
Первые богослужения Русской православной церкви в Центральноафриканской Республике прошли в начале июля в Русском доме в столице Банги. Для соотечественников в ЦАР иерей Георгий Максимов совершил водосвятный молебен и панихиду, освятил помещения Русского дома, пообщался с паствой, передал в подарок иконки и крестики, а в ответ услышал просьбы проводить подобные встречи в будущем уже на постоянной основе.
Тогда же Африканский экзархат РПЦ получил первое свидетельство о регистрации на континенте. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид назвал это событие "историческим моментом" и прокомментировал его в своих блогах по-английски — видимо, чтобы уж точно всем было все ясно: "The mission is possible and must be completed!" (миссия возможна и должна быть выполнена — прим. ТАСС).
"Конечно, впечатляет то, с каким вниманием и уважением здесь относятся к русским, — делится своими наблюдениями отец Георгий Максимов. — Это благодаря тому, что русские военные специалисты принесли мир в эту страну и закончили гражданскую войну, терзавшую здесь людей на протяжении многих лет. Из России эти новости про наших в ЦАР воспринимаются не так сильно, как на месте, когда осознаешь, что речь действительно о спасении страны и местные это ценят. И в качестве благодарности в том числе и содействуют Русской православной церкви".
И если раньше из России в Центральную Африку приезжали военные инструкторы и гражданские специалисты (к слову сказать, с ведома ООН), то теперь пойдет и обратный процесс — уже из ЦАР в Москву отправятся на курсы русского языка и духовное обучение православные африканцы, будущие пастыри и монахи. И не только отсюда, но и из многих других стран континента.
Подавляющее большинство из пятимиллионного населения ЦАР — протестанты и католики, а также мусульмане. Тех же, кто относит себя к православным христианам, менее 1%, в основном это верующие располагающегося на континенте Александрийского патриархата, но не только. Так, более 300 человек, относивших себя к некой "Византийской православной церкви" (не входит в сообщество поместных православных церквей), попросились перейти в юрисдикцию РПЦ — на сегодня это, пожалуй, самая большая по численности африканская община, принятая одномоментно в Московский патриархат. В своих духовных поисках ее последователи остановились именно на русском православии.
"Мы, православные верующие, постоянно и временно проживающие в городе Банги Центральноафриканской Республики, долгое время находимся здесь без регулярного духовного окормления, — говорилось в обращении на имя Святейшего Патриарха Кирилла. — Каждый год нас становится больше... С тревогой мы наблюдаем за раскольническими действиями Александрийской патриархии и, учитывая, что мы являемся единственным православным приходом в ЦАР, хотели бы обратиться к Вам. Почтительно просим Ваше Святейшество принять в лоно Русской Православной Церкви сложившуюся в городе Банги общину православных верующих и преподать Ваше первосвятительское благословение".
Уход в раскол патриарха Феодора
Патриарший экзархат Африки был создан по решению Священного синода РПЦ в декабре 2021 года, но предыстория этого началась еще двумя годами ранее, когда 8 ноября 2019 года Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II во время литургии в Каире впервые помянул Епифания Думенко в качестве предстоятеля так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ). ПЦУ — неканоническая, раскольническая структура, созданная по инициативе киевских властей и Константинополя, и поминовение патриархом Феодором главы ПЦУ во время чтения диптиха (списка имен предстоятелей, произносимых за литургией) фактически означало признание им этой организации.
Уже тогда, с 2019 года, на имя патриарха Кирилла стали поступать многочисленные обращения от клириков Александрийской православной церкви (АПЦ) с просьбой о принятии их "под омофор" Русской церкви. Православных африканцев возмутило решение их предстоятеля, принятое без каких-либо консультаций с ними и с Синодом (собором) епископов АПЦ. Однако в церковной Москве не спешили принимать кардинальных решений, надеясь на изменение позиции патриарха Феодора и ожидая хоть какой-то оценки происходящего со стороны Александрийского синода.
Ждали в итоге два года, но за это время епископы АПЦ, в подавляющем большинстве своем, как и Феодор, греки, так и не подвергли никакой ревизии решения своего предстоятеля, а сам Александрийский патриарх не только не отказался от поминовения Епифания, но даже и прямо служил вместе с ним литургию. В то же время прошения от смущенных африканских клириков и прихожан продолжали поступать в Московскую патриархию, и в итоге 29 декабря 2021 года Синод РПЦ решил их удовлетворить.
Русская православная церковь приняла в свою юрисдикцию 102 священнослужителя АПЦ из восьми стран Африки с их приходами, Патриарший экзархат был образован из двух епархий. В состав Северо-Африканской епархии были включены бывшие ставропигиальными (подчиняющимися непосредственно патриарху) приходы РПЦ в Египте, Тунисе и Марокко. В сферу пастырской ответственности епархии вошла 31 страна континента. В Южно-Африканскую епархию был включен бывший ставропигиальный приход в ЮАР, эта епархия будет "покрывать" 23 государства.
Только после этого решения собрался на заседание и Синод Александрийской церкви, который выразил протест РПЦ и назвал ее действия "небратским ударом". Однако то, что сам патриарх Феодор "небратски" отвернулся от предстоятеля канонической Украинской православной церкви митрополита Онуфрия, которого прежде всегда уверял в своей преданности и поддержке, и предпочел ему псевдоепископа ПЦУ Епифания, Синод АПЦ замечать не стал.
Русской же церкви пришлось разорвать отношения с главным инициатором раскола Константинополем, а также с первоиерархами и епископами Александрийской, Элладской и Кипрской церквей, которые "из солидарности" поддержали патриарха Варфоломея в вопросе создания ПЦУ. Не секрет, что епископат всех указанных церквей составляют преимущественно греки. Тем не менее подавляющее большинство поместных православных церквей в мире (всего их 15) не признают украинских раскольников.
Греческий "церковный расизм"
Впрочем, Александрийская церковь, чьей территорией еще совсем недавно в православии признавалась вся Африка, стала разваливаться отнюдь не только после ухода в раскол ее патриарха. Предпосылки к этому возникли уже давно…
"Храмы там зачастую в ужасном состоянии. Например, в Кении церковь представляет собой какие-то металлические листы, сложенные между собой, без окон, внутри насыпной земляной пол — это, простите, больше похоже на какую-то пыточную камеру из страшного фильма, а не на храм. Как было однажды замечено, даже будки своим собакам греки в лучшем состоянии содержат в Греции, чем Александрийский патриархат содержал храмы в Африке", — рассказал ТАСС член Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков, побывавший в Танзании, Маврикии и на Мадагаскаре.
При этом греческими епископами АПЦ все преподносится совсем иначе: сфотографировавшись в одну из редких поездок на континент с местными на фоне каких-то построек, затем эти снимки они используют при сборе пожертвований "на храм" в разных странах — как подтверждение их миссии в Африке. "На бумаге у них строятся храмы, а на самом деле на храм, может быть, 100 долларов было потрачено", — добавляет отец Андрей. Но эти ухищрения, как говорится, еще полбеды.
"Отец Василий с Мадагаскара описывал, что когда он и его соотечественники учились там на местных курсах у греков для рукоположения в сан, то в тот момент, когда они там были студентами либо даже уже стали дьяконами и священниками и практиковались, им нельзя было входить в дом епископа, потому что они были другого цвета кожи. Приезжавшие греки свободно ходили по всем этажам, а они, даже когда несли чемоданы за епископом, должны были оставить их на пороге, но внутрь войти не имели права. Для нас, для нашей культуры это немыслимо. Русские миссионеры никогда не подрывали национальную жизнь местных народов, у нас никогда человек другой расы не был чем-то низшим, но в культуре многих европейских стран, к сожалению, это так", — констатирует Новиков.
В свое время, отмечает он, многих выпускников духовной семинарии в Кении покоробило, когда Александрийский патриарх в своем напутственном слове пожелал им "проповедовать православие и священный эллинизм". Местные жители просто не поняли, какое отношение они, уроженцы Кении, Танзании или другой страны Африки, имеют к эллинизму и почему они должны его "проповедовать". Однако разгадка проста, и заключается она в греческом этнофилетизме, что признают многие эксперты в церковной сфере.
Этнофилетизм — предпочтение национальных, этнических интересов общецерковным — в XIX веке был осужден как ересь Константинопольским патриархатом, однако в наше время получил особое развитие именно в грекоязычных церквях. "Это основа их бытия. Когда в Элладской церкви голосовали за то, чтобы поддержать украинский раскол вслед за Константинопольским патриархом, то аргумент их канонической комиссии был в том, что "мы должны поддержать вождя нашей нации" и проявить эллинистическую, то есть греческую, солидарность. Вопрос о канонах, о святости Церкви, о необходимости соблюдения церковных границ даже не стоял — для них решался вопрос сугубо национальный", — вспоминает Новиков.
Гонения на православных в Африке
Синод Александрийской церкви, собравшийся в январе в ответ на создание экзархата, пригрозил наказанием тем священникам, которые перейдут в РПЦ. И "наказание" не заставило себя долго ждать: на людей начались настоящие гонения, вплоть до уголовных преследований, как это было в Кении, Танзании и на Мадагаскаре. Клирикам инкриминировали, например, то, что они совершают богослужения с сосудами и другой утварью АПЦ, на что в общинах резонно возражали, что все это принадлежит приходам, поскольку многое было закуплено самими же прихожанами или духовенством на их личные средства.
"Проблемы чаще всего исходят со стороны епископата греческой Александрийской церкви, который делает все возможное, чтобы препятствовать совершению нашими священниками литургии, окормлению нашей паствы; нас пытаются сдержать, подавая судебные иски против духовенства экзархата, предъявляя необоснованные претензии и обвинения. Но эти попытки тщетны. Единственное, что они могут, — снизить темп, но не влияют на результат!" — сказал ТАСС Патриарший экзарх Африки митрополит Леонид.
Во многих случаях общины, перешедшие в Русскую церковь, были изгнаны из своих храмов, а дети духовенства исключены из школ. Как поясняют миссионеры, побывавшие в Африке, как правило, получение образования на континенте, даже среднего, — очень дорогое и далеко не всем доступное удовольствие. Зачастую такое обучение ведется в частных религиозных школах, которые спонсируются из Греции. Как, например, в Танзании, где после создания экзархата начались настоящие чистки в учебных заведениях. Были и случаи, когда греки отрезали детей-инвалидов от снабжения необходимыми им лекарствами лишь за то, что их родители перешли в РПЦ…
"В Танзании я посещал отдаленное село Сокоин, местную православную смешанную масаи-танзанийскую общину, — рассказывает протоиерей Андрей Новиков. — И там был случай, когда после того, как община покинула Александрийский патриархат, людям просто перекрыли доступ к единственной скважине с чистой водой на все селение, которая была пробурена при храме. Община покинула АПЦ, и для всего села отключили воду! Но село отказалось идти на компромисс. "Нет, мы все равно не вернемся". И вот мы должны были заниматься бурением новой скважины для снабжения населения чистой питьевой водой".
Дополнительно осложняют русскую миссию в Африке и введенные Западом санкции против России. Так, снизилась частота авиаперелетов, возможности для финансирования местных общин. Впрочем, Патриарший экзарх Африки всех трудностей не раскрывает, чтобы, как он говорит, "не лить воду на мельницу тех людей и недоброжелателей, которые в этом задействованы".
"Скажу только, что как приходят эти санкции, так они и уходят. В любом случае, мы уверенно их обходим — опять же таки в рамках правового поля — и решаем поставленные священноначалием задачи", — добавляет митрополит Леонид.
"Вселенская ответственность" РПЦ
Спустя семь месяцев после создания экзархата священнослужители РПЦ уже побывали в Танзании, Кении, Уганде, Нигерии, Замбии, Руанде, Республике Конго, Камеруне, Малави, Мадагаскаре, Маврикии. Патриарший экзарх Африки совершил первую в истории литургию на материке во время поездки в Египет — это произошло 25 июня в Каире. На сегодня в клир Русской церкви принято 192 священнослужителя, но уже в самое ближайшее время их число должно будет превысить 200 человек: рассмотрение ряда дел сейчас завершается. По некоторым данным, это до половины всех клириков АПЦ.
"С приходом на Африканский континент к нам стали обращаться и многие общины околоправославной направленности, методистские, протестантские общины, что свидетельствует об отсутствии или о недостаточной эффективности в регионах истинной христианской проповеди. <...> Кроме того, мы крестим сотнями — массовые крещения совершаются нашими священниками в отдаленных поселениях Танзании, Малави, в других странах Африки. Миссионерские группы из России посещают Африку в режиме нон-стоп", — отмечает экзарх.
Местным клирикам передают антиминсы (специальные платы для служения литургии), богослужебные облачения и сосуды, святое миро для совершения таинств. Ведется просветительская работа, африканцев знакомят с православными традициями, наследием святых отцов и русских подвижников. Экзархат оказывает и социальную, гуманитарную помощь нуждающимся. Без этого тоже никак: значительная часть населения Африки сегодня страдает от засухи и неурожая, отсутствия качественной медицинской помощи и даже просто чистой воды. В случае судебных тяжб РПЦ помогает даже нанять адвокатов.
"Мы оказываем поддержку по мере наших возможностей, но они ограничены. Содействие в данном вопросе со стороны меценатов, благотворителей дало бы мощнейший импульс программам помощи населению, развитию образовательных проектов, оборудованию медицинских и фельдшерских пунктов и решению других подобных задач", — размышляет митрополит Леонид.
"Главное же, на чем стоит акцентировать внимание, — резюмирует он, — что вопреки заявлениям диванных экспертов о существовании Патриаршего экзархата Африки лишь на бумаге, сегодня мы физически присутствуем в 13 странах континента. За семь месяцев нам удалось не просто создать общий скелет экзархата, что стало абсолютно новым опытом — в РПЦ никогда ранее не было столь крупной и сложной по своей структуре административной единицы. Русская православная церковь заявила о своей вселенской ответственности за судьбы мирового православия, которую она несет вместе с другими поместными церквами, не отступившими от истины, не впавшими и не ведущими свою паству в раскол".
При этом в Московской патриархии все так же ждут покаяния патриарха Феодора и его возвращения в православие. В этом случае Русская церковь будет готова восстановить все связи, отношения и проекты с Александрийским патриархатом. Но — добавляют в экзархате — отхода назад в миссии РПЦ в Африке уже никогда не будет. "The mission must be completed!"
Сергей Стефанов