МОСКВА, 16 августа. /ТАСС/. Четверть российских родителей поддерживают совместное обучение нормотипичных детей и детей с особенностями развития в школах. Об этом сказано в опросе проектов VK "Дети Mail.ru" и "Добро Mail.ru".
"Четверть родителей ответили, что положительно относятся к совместному обучению детей (25% в 2021 году)", - говорится в исследовании.
Нейтрально воспринимают совместное обучение 44% респондентов, 18% относятся к такому обучению отрицательно, а 13% опрошенных затруднились с ответом. При этом, как отмечают составители исследования, полученные данные говорят о том, что у родителей по-прежнему мало реального опыта по вопросам инклюзивного обучения. "У 16% опрошенных в классе есть ребенок или дети с задержкой развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом Дауна или другими особенностями. Это на 3% выше, чем в прошлом году. Подавляющее большинство (75%) сообщили, что в их классе не обучаются дети с особыми потребностями (73% в 2021 году). 9% затруднились с ответом", - сказано в итогах опроса.
"15 % родителей считают, что среднее образование для детей с особыми потребностями доступно (16% в 2021 году), а 26% ответили, что школы недостаточно доступны для особенных детей (20% в 2021 году), 14% считают что у детей с особыми потребностями нет или почти нет доступа к среднему образованию. 43% опрошенных затруднились с ответом", - отмечается в исследовании.
Согласно результатам опроса, 11% родителей ответили, что учителя дружелюбно относятся к детям с особенностями, но в школе нет специалистов и зоны сенсорной разгрузки, а 12%, рассказали, что школа реализует программу инклюзивного образования в течение нескольких лет, в штате есть логопед, дефектолог, тьютор. "Большинство родителей не уверены, готова ли их школа к обучению особенных детей: около 40% не смогли ответить на этот вопрос. 37% считают, что в школе недостаточно условий для инклюзивного обучения (36% в 2021 году)", - отмечают составители опроса.
"Школы в крупных городах опрошенные традиционно считают более приспособленными к инклюзивному образованию (45% родителей). 59% родителей по-прежнему считают, что информации о том, как общаться и правильно вести коммуникацию с детьми с особыми потребностями, недостаточно (59% в 2022 году, 59% в 2021 году)", - говорится в исследовании.
Мнение учителей
В опросе сервиса "Учи.ру", 63% опрошенных ответили, что имеют опыт работы с детьми с особенностями развития, средний стаж работы у 79% - более 20 лет. Так, 27% учителей ответили, что инклюзивное обучение положительно влияет на учебный процесс, остальные опрошенные затруднились с ответом или считают, что оно никакого влияния не оказывает. "Среди возможных форматов обучения детей с ОВЗ, которые предоставляет школа, учителя отмечают надомное обучение (70%), инклюзивное обучение (40%), семейное образование (18%), коррекционный класс (17%). Только 7% опрошенных ответили, что такой формат обучения не предусмотрен вовсе", - сказано в исследовании сервиса.
"Преподаватели, которые не видят барьеров в реализации модели инклюзивного образования в своей школе (1 640 учителей), отмечают, что детям с ОВЗ важно развиваться со всеми остальными (60%). 57% считают, что это поможет воспитать в детях доброту и терпимость, а 56% уверены, что смогут объяснить классу, как правильно общаться друг с другом, не нарушая границ", - сказано в исследовании.
К сложностям 90% учителей отнесли необходимость индивидуального подхода к каждому ученику с ОВЗ. "Для решения этой задачи 23% учителей используют онлайн-ресурсы, также бесплатные курсы повышения квалификации", - отмечают составители исследования.
Об опросах
В опросе родителей на портале Дети Mail.ru приняли участие 6 900 жителей из 50 крупных городов России. Опрос родителей об отношении к инклюзивному обучению является ежегодным и проводится проектами VK в третий раз. В опросе "Учи.ру" принял участие 6 191 учитель.