МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин проведет в четверг первое очное заседание членов наблюдательного совета Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи.
Как сообщала ранее пресс-служба Кремля, мероприятие состоится в рамках рабочей поездки главы государства в Калининград, где он в День знаний посетит музейный и театрально-образовательный комплекс и проведет открытый урок "Разговор о важном". Участниками этой встречи станут победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.
Кроме того, Путин и президент Таджикистана Эмомали Рахмон в этот день примут участие в торжественной церемонии открытия в республике пяти общеобразовательных школ с обучением на русском языке.
Также в четверг Путин проведет рабочую встречу с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым и посетит филиал Нахимовского военно-морского училища.
Русскоязычные школы в Таджикистане
Школы с преподаванием на русском языке откроют в Бохтаре, Душанбе, Кулябе, Турсунзаде и Худжанде. В новых школах будут преподавать российские учителя, а учебная программа адаптирована специально для Таджикистана. Новые школы получили имена выдающихся русских героев, ученых и деятелей культуры.
Так, по предложению российской стороны учебное заведение в Душанбе названо в честь первого космонавта Юрия Гагарина, школе в Бохтаре присвоено имя ученого Михаила Ломоносова, худжандская школа названа именем писателя Антона Чехова, а школа в Турсунзаде - именем химика Дмитрия Менделеева. В Кулябе ее назвали в честь основоположника научной педагогики и народной школы в России Константина Ушинского.
В апреле 2019 года между правительствами Таджикистана и России подписано соглашение о строительстве и материально-техническом оснащении общеобразовательных учреждений в пяти городах республики с обучением на русском языке. Правительство России выделило для их строительства и оснащения около $150 млн.
Калининградская проблематика
Одной из главных проблем региона, которую, как ожидается, президент обсудит с калининградским губернатором, станет тема транзита грузов в Калининградскую область из других регионов России по суше через территорию Литвы. Проблемы с транзитом начались в июне. Тогда Литовские железные дороги уведомили клиентов, что прекращают пропуск в Калининград грузов, подпавших под санкции ЕС. В Кремле, а также в МИД России и в правительстве Калининградской области указывали, что данные ограничения незаконны и противоречат обязательствам Литвы, которые страна взяла на себя при вхождении в состав Евросоюза.
В июле Еврокомиссия дала разъяснения о том, что транзит в Калининград не должен ограничиваться при условии контроля за ним, после чего железнодорожные перевозки грузов возобновились. Однако ряд ограничений сохранился, так, запрет на транзит попавших под санкции товаров автотранспортом отменен не был. Алиханов ранее сообщал, что считает неправомерными сохранившиеся ограничения, а также уточнял, что ряд лимитов по провозу уже исчерпан.
После разъяснений Еврокомиссии также возникла проблема оплаты транзита из-за заявлений Ассоциации банков Литвы, где сообщили, что коммерческий банк "Шаулю", обслуживающий такие платежи, прекращает операции с рублевыми счетами, а с 1 сентября приостанавливает работу с российскими контрагентами. Причиной такого решения были названы санкции ЕС против России, несмотря на заявления представителя Еврокомиссии Арианы Подесты о том, что операции коммерческих банков по расчетам за калининградский грузовой транзит через Литву не нарушают режима санкций. Власти Калининградской области сообщали, что решение по оплате Литве как грузового, так и пассажирского транзита найдены, не уточняя подробностей схемы расчетов. Министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис в конце августа заявлял, что коммерческие банки не прекратят принимать платежи за грузовой железнодорожный транзит в Калининградскую область.
Оказавшиеся под санкциями ЕС грузы также перевозят в Калининградскую область по морю. Всего сейчас на таких перевозках задействовано девять судов, в ближайшее время их количество увеличится до 12. Областные власти заинтересованы в наращивании мощностей морских перевозок, чтобы обеспечить гарантированные поставки в регион всех необходимых товаров вне зависимости от действий Литвы.
Власти региона сообщали, что также с федеральным центром прорабатывается вопрос субсидий на перевозку грузов водным путем для того, чтобы стоимость логистики сравнялась с железной дорогой.