АРХАНГЕЛЬСК, 9 октября. /ТАСС/. Берестяную лодку, сшитую без единого гвоздя по старинным технологиям, спустили в воскресенье на воду в Архангельске. Как рассказал ТАСС мастер Александр Шутихин, который построил лодку, берестянки раньше активно использовались на Северной Двине, а в Сибири были в ходу до 1960-х годов.
"Берестяная лодка сшита без гвоздей и клея. Я шью сосновым корнем. Вот рама, между двумя рейками зажата береста, деревянные чопики, шканты держат бересту. Смолим швы еловой смолой в смеси с жиром, - показал Шутихин. - Если говорить про наш Север, Северную Двину, то в документах XVII века сохранились упоминания "бересщанных каюков". Бересщанный - сделанный из бересты, а каюк - распространенное название речных судов. Если говорить про Сибирь, то в Сибири до 1960-х годов такие лодки существовали, и нанайцы, эвенки, якуты широко их использовали".
Длина лодки составляет 4,2 м, вес - около 16 кг. Как отметил собеседник агентства, на Северной Двине такие лодки использовались для перевозки не грузов, а в основном пассажиров. "Они ходили без товара, они были чисто пассажирские. Типа такси. Если ты хотел куда-то быстро добраться, то ты нанимал такую лодку и тебя доставляли до любой точки, - пояснил он. - Скорее всего, они даже не на веслах ходили, а толкались шестами по мелководью".
Александр Шутихин занимается берестяным ремеслом уже больше 30 лет, старается все делать по традиционным технологиям, которые постоянно исследует. Тема берестяной лодки для Шутихина возникла на стыке интереса к истории обработки традиционных материалов, увлечении водным туризмом и краеведением. "Мне всегда хотелось из бересты сделать все, что было в традиции: берестяной чум, берестяной туес, берестяная лодка, я занимаюсь только традиционной берестой. Я изучаю и стараюсь повторить. Когда я узнал, что у нас берестяные лодки в России были, мне сразу захотелось сделать", - добавил он.
Шутихин делал ее на верфи Товарищества поморского судостроения, где строится поморская шхуна, и проводил мастер-классы по шитью традиционной берестянки. Сшитая лодка останется на верфи в качестве экспоната и предмета показа.
Проект "Топорное дело" реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура".