МОСКВА, 28 ноября /ТАСС/. /ТАСС/. Новая система двухуровневого бакалавриата, принятая с 1 сентября 2022 года в Тюменском государственном университете (ТюмГУ), позволит молодежи сделать по-настоящему осознанный выбор профессии и при необходимости скорректировать его без больших потерь времени, рассказала ТАСС начальник управления индивидуальных образовательных траекторий ТюмГУ Надежда Федорова. Первые два года отныне отданы базовым дисциплинам, которые нужны всем - при индивидуальном подходе к каждому студенту и широком диапазоне дополнительных курсов по выбору.
"Мы - региональный, но достаточно крупный университет. Не МФТИ или ГИТИС. К нам приходят очень талантливые студенты, но не всегда узко определившиеся. Зона неопределенности в образовательной траектории и карьере у них большая, как практически у всех в этом возрасте. Это нормально. Опыт школьного обучения не позволяет им, к сожалению, точно определиться с выбором будущей профессии. Что такое на самом деле профессиональная деятельность в определенной сфере, вчерашние школьники не представляют. Поэтому университет должен быть для них полигоном, в котором они могли бы сориентироваться", - сказала Федорова.
Новая система обучения носит условное название "2+2+2", где под третьей "двойкой" имеется ввиду магистратура, а под первой - базовая ступень бакалавриата. "Общее образовательное пространство первых двух лет ориентировано на развитие гибких универсальных навыков, чтобы наши студенты могли в любой деятельности чувствовать себя уверенно и быть продуктивными", - подчеркнула Федорова.
Сочетание обязательного и добровольного
Первые три семестра занимает "ядро", служащее фундаментом профессиональной подготовки. Это иностранный язык, философия ("Технологии мышления"), "Россия и мир" - история отечественная и всеобщая. В "ядро" входят и такие дисциплины, как "Принципы естественнонаучного познания", "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Физическая культура". На занятиях в "ядре" смешиваются студенты всех специальностей, что позволяет интенсивно развивать коммуникативные навыки и строить междисциплинарные социальные сети.
Параллельно с этим каждый первокурсник проходит один из двух аналитических треков: "софт или хард". В "софт-трек" входит логика, аналитическое чтение, в некотором объеме математика, аналитическая систематика (здесь есть выбор, с какими данными вы будете работать: визуальными, цифровыми или текстовыми). На втором курсе "софт-трек" продолжается основами программирования и системной аналитикой.
"Хард-трек" ориентирован на естественников и инженеров, поэтому включает в первом семестре алгебру, математический анализ и сразу программирование. За ними следуют дискретная математика, анализ данных и основы машинного обучения.
Кроме того, с первого же курса студентам предлагается на выбор более 600 "’элективов" - курсов по выбору. Обычный электив рассчитан на один семестр и преподается очно. Есть также элективы в онлайн-формате из других вузов, среди которых МГУ, ВШЭ, СПбГУ, РУДН и др. Тем первокурсникам, у кого в ходе "комплексной диагностики" при поступлении были выявлены некоторые "дефициты" определенных навыков, предлагается индивидуальное "меню элективов".
Со второго семестра для всех студентов ТюмГУ начинается проектно-исследовательская работа, куда, как отметила Федорова, "преподаватели заходят со своими актуальными проектами и грантами". Важно, что с самого начала к обучению первокурсников в "ядре" привлекаются лучшая профессура и научные работники университетских лабораторий. А в элективах университет активно сотрудничает с потенциальными работодателями.
Такая система дает возможность первокурснику или второкурснику скорректировать недостаточно зрелый выбор профессии. Пока что, в существующей системе образования смена профиля обучения - событие чрезвычайное для студента. Ему приходится поступать в вуз заново или, в лучшем случае, переходить с одной программы на другую минимум с потерей года.
Переход без потерь
Лишь в некоторых университетах возможен переход после первого курса без потерь, с досдачей каких-то экзаменов. В ТюмГУ, впрочем, "движение студентов между программами" было несколько облегчено и раньше.
"Пять лет мы мониторили, как студенты выбирают и как это движение осуществляется. Статистика показала, что основное движение студентов происходит в первые три семестра. Дальше это уже сильно невыгодно для них по времени и по ресурсам. На старших курсах, особенно при смене программы, студенты хотят все более углубляться в выбранную профессиональную сферу. Мы это видим и по выбору элективов. В первые три семестра студенты очень широко берут элективы, в том числе за пределами своей образовательной программы - например, в области иностранных языков, педагогики или юриспруденции, даже если учатся, например, биологии. А уже в пятом-шестом семестрах - это третий курс - мы фиксируем, что студенты выбирают элективы по профилю. И вот это многолетнее наблюдение позволило нам принять и спроектировать очень простое логистическое решение, которое воплотилось в ТюмГУ с 1 сентября", - рассказала Федорова.
Первые успехи новой системы
Первые три месяца обучения по новой системе, по словам Федоровой, уже показали, хотя и скромные, но положительные результаты.
"У нас есть разные треки внутри первого семестра. В том числе трек "Интеграция" для студентов-иностранцев, которые испытывают сложности с адаптацией. В этом году к нам поступили 402 иностранца, из которых 187 зашли в этот трек. По результатам первого семестра в треке их останется 154, то есть уже за первый семестр русский язык и социально-коммуникативные навыки у 33 студентов улучшились достаточно, чтобы учиться в обычных группах. Другой пример - трек "Спортивное программирование". Две команды первокурсников, собранных из 17 разных образовательных программ, мы стали учить программированию чуть интенсивнее, чем остальных. И вот они уже приглашены на сборы по подготовке к полуфиналу молодежного чемпионата мира по программированию", - рассказала Федорова.
Несмотря на то, что в нашей стране само разделение на бакалавриат и магистратуру было встречено обществом неоднозначно, в ТюмГУ уверены, что двухуровневый бакалавриат на самом деле является более практически ориентированным. И подготовке к трудоустройству, и условиям для подработки студентов в ТюмГУ уделяется большое внимание.
"Мы активно готовим всех студентов к аналитическим видам деятельности. Все освоят языки программирования: в "софт-ядре" - один, в "хард-ядре" - три. Когда мы в 2018 году ввели в "ядро" "Цифровую культуру", то как результат научили всех наших студентов создавать сайты. И старшекурсники этим уже зарабатывают. Теперь все наши студенты учатся программировать, анализировать данные, делать выводы и строить модели. Это еще не трудоустройство как таковое, но на рынке подобные навыки очень востребованы", - отметила Надежда Федорова.