ВЦИОМ планирует стать исследовательско-консалтинговой компанией

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Сергей Фадеичев/ ТАСС
Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров
Как заявил гендиректор организации Валерий Федоров, "растет запрос не просто на знание, но и на понимание того, что с этим знанием делать"

МОСКВА, 7 декабря. /ТАСС/. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который 7 декабря отмечает свое 35-летие, начинает развиваться в сфере консалтинга, чтобы помогать клиентам не только данными, но и решениями. Об этом ТАСС рассказал генеральный директор организации Валерий Федоров.

"На протяжении 35 лет работы нас было сложно представить без рейтингов. Но теперь начинается новый этап в развитии ВЦИОМ, и он связан с освоением новой для нас, очень сложной, но и очень востребованной области - консалтинга. Мы всегда изучали социальную реальность для того, чтобы наши заказчики - на уровне государства, компаний, некоммерческих организаций - лучше ее понимали. Сегодня же растет запрос не просто на знание, но и на понимание того, что с этим знанием делать. Иными словами - запрос на решения. Конечно, они должны базироваться на серьезной исследовательской базе. Такая база у нас огромна, настало время использовать ее для формулирования рекомендаций и стратегий в интересах наших заказчиков. Этим и занимается наше новое подразделение - "ВЦИОМ-консалтинг", - сказал он.

По случаю праздничной даты Федоров пожелал всей команде ВЦИОМ успешно пройти трансформацию в организацию нового типа. "Сейчас перед нами стоит задача превращения из фабрики данных в фабрику смыслов, знаний и идей. Наш ориентир - исследовательско-консалтинговая корпорация, чьи рекомендации будут полезны и широко востребованы", - заключил он.

Как менялись методы

Изначально ВЦИОМ занимался поквартирными опросами - до 2009-2010 годов этот метод был основным в исследованиях. Далее произошел постепенный переход к телефонным интервью, в этом сильно помогло развитие сотовой связи в стране. Сегодня больше 90% опросов ВЦИОМ проводятся именно по сотовому телефону.

"На мой взгляд, еще около трех-пяти лет этот метод будет оставаться главным. Дальше он уступит это место онлайн-опросам. Сегодня мы развиваем этот метод через платформу "ВЦИОМ-онлайн". Она обеспечивает вероятностную выборку, что огромная редкость в интернете. До 10% наших опросов уже проходят онлайн. Уверен, что эта доля будет расти", - рассказал Федоров.

Сейчас ВЦИОМ проводит порядка 800 исследовательских проектов в год, в 2021 году организация опросила более 2 млн человек. Как показывают свежие данные, 90% россиян считают опросы полезными, но доверяют их результатам только около 70%.

"Чаще всего люди не видят прямой связи между участием в опросе и изменениями в их жизни к лучшему. Когда мы только начинали, люди воспринимали социологов как канал прямой связи с Кремлем. Со временем люди поняли, что это так не работает, и мотивация к участию в опросах у многих снизилась. Мы стараемся вести свою деятельность максимально открыто, рассказываем на разных площадках, зачем мы проводим опросы и почему нужно в них участвовать", - добавил гендиректор ВЦИОМ.

Новые тренды и направления

"В этом году мы стали проводить опросы в четырех новых регионах России. Организовать их было очень непросто, нужно было решить массу технических вопросов. Сейчас там проводятся преимущественно телефонные опросы, их качество растет. В ближайшее время ждем прихода сюда наших коллег - других исследовательских компаний", - рассказал Федоров.

Надежность и точность этих опросов - пока ниже, чем на прежней территории РФ, отметил собеседник агентства. "Нам есть куда стремиться. Это наши новые сограждане, и их мнение, безусловно, важно. Уверен, придет время, когда ситуация там станет более безопасной и станет возможно проводить не только телефонные опросы, но и другие виды исследований", - подчеркнул глава ВЦИОМ.

В уходящем году Федоров выделил несколько важных социальных трендов. Первый из них - консолидация общества вокруг президента России Владимира Путина и его курса. Сегодня рейтинги доверия выросли практически у всех органов власти, и этот рост оказался устойчивым. Второй тренд - ускоренная адаптация к новым обстоятельствам в экономических, информационных и психологических аспектах. Третий - возросшая гибкость и предприимчивость мелкого и среднего бизнеса, который доказал, что может решать новые проблемы и обеспечивать нормальную жизнь граждан в условиях санкций. "Бизнес включил очень мощный форсаж. Уверен, следующий год даст нам много новых имен и брендов, хороших предложений", - заключил Федоров.