Участник освобождения Освенцима: в глазах заключенных была радость, что кончился тот ад
Иван Мартынушкин, который был в 1945 году старшим лейтенантом, поделился воспоминаниями накануне 70-летия освобождения крупнейшего из нацистских концентрационных лагерей
МОСКВА, 27 января. /ТАСС/. Освобожденные из Освенцима узники приветствовали советских солдат с радостью в глазах, рассказал один из немногих ныне здравствующих участников событий Иван Мартынушкин. Он поделился воспоминаниями с журналистами накануне памятной даты - 70-летия освобождения крупнейшего из нацистских концентрационных лагерей. В 1945 году старший лейтенант Мартынушкин был командиром пулеметной роты, тогда ему только что исполнился 21 год.
"Про концлагерь мы еще ничего не знали. Поставленная перед нами задача была: первый рубеж - Краков, следующий - Освенцим, а главный рубеж - Одер и выход в Силезию, - рассказал Мартынушкин. - Шли все время с боями. После одного из них перешли Вислу, прошли вдоль села и увидели огромное поле, огороженное колючей проволокой. На углу стали смотреть: конца ограждению не видно в обе стороны. Запросили командование. Команда пришла: остановиться, расположиться вдоль этого поселка, выставить караулы и быть готовыми ко всяким неожиданностям".
Выполняя зачистку местности, Мартынушкин и его бойцы заметили "группы и отдельных людей", угадав в них заключенных. "Мы подошли, попытались объясниться, ничего у нас не получилось - ни русский, ни польский они не понимали. Мне показалось, что они говорили слово "хунгари", - отметил Иван Мартынушкин. По его мнению, вполне возможно, что это были венгерские евреи, так как "хунгари" значит "венгры" или "Венгрия" на ряде европейских языков, а последняя и одна из самых крупных депортаций евреев в Освенцим произошла в Венгрии летом 1944 года.
"Вид у них был ужасный, на головах какое-то тряпье. Лица изможденные, истощенные, самое главное - исстрадавшиеся. Но в глазах была радость, что кончился тот ад. И какая-то благодарность передавалась и нам", - вспоминает ветеран.
Число жертв превышает 1,1 млн человек
Название крупнейшего лагеря уничтожения в последние годы принято писать двумя немецкими словами - Аушвиц-Биркенау (Биркенау - филиал главного лагеря), чтобы не задевать чувства жителей польского города Освенцим. Число жертв гигантской фабрики смерти сегодня оценивается историками более чем в 1,1 млн человек, абсолютное большинство которых были евреями. В разные времена приблизительная оценка жертв Аушвица доходила до 4 млн. К дате освобождения Освенцима приурочен отмечаемый сегодня Международный день памяти жертв холокоста. Общее число евреев - жертв холокоста оценивается в 6 млн.
В Москве в эти дни проходят мероприятия памяти Аушвица и холокоста. Память жертв геноцида почтут во вторник в столичной еврейской общине. В синагогах города будут читать особую поминальную молитву - кадиш. В Еврейском музее и центре толерантности пройдет церемония зажжения свечей при участии главного раввина России Берла Лазара.
Памятные мероприятия, омраченные политикой
В Музее Аушвиц-Биркенау на месте бывшего концлагеря состоятся памятные мероприятия. В них примут участие гости из 40 стран, 10 президентов, в том числе Франции, Германии и Украины. Российскую делегацию возглавит руководитель администрации президента Сергей Иванов.
Историческая память об Аушвице и холокосте в этом году оказалась смешанной с текущей политикой. Так, в этот раз в отличие от прочих лет музей не стал рассылать персональные приглашения главам государств. Как рассказал корр. ТАСС директор Центрального музея Великой Отечественной войны Владимир Забаровский, поляки "ограничились, по сути дела, циркуляром", разослав по посольствам различных стран в Варшаве безличные приглашения.
Политический скандал вызвала речь министра иностранных дел Польши Гжегожа Схетины, заявившего ранее по одному из польских радиоканалов, что Освенцим освобождали "украинские солдаты".
По мнению военных историков, министр мог спутать украинцев как национальность с воинским объединением - 1-м Украинским фронтом.
Слова главы польского МИДа вызвали бурную реакцию в мире. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин считает это выступление желанием переписать историю в политических целях. Глава польской партии "Союз демократических левых сил" Лешек Миллер заметил, что "антироссийские фобии толкают польских политиков на непонятные и инфантильные шаги".