1 марта 2016 года вступил в силу новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), утвержденный правительством РФ на 2016 год. В обновленном списке значатся 646 наименований.
Решение о создании перечня ЖНВЛП принято в целях государственного регулирования цен на лекарства. Такие меры понадобились после того, как в 2015 году рынок лекарств в России оказался под влиянием общей экономической нестабильности в стране: в условиях снижения курса рубля цены на фармпродукцию выросли как в импортном, так и в отечественном сегментах. Это связано с тем, что часть сырья и оборудования, которые используются в производстве отечественных препаратов, закупается за валюту. Кроме того, многие отечественные фармкомпании брали кредиты на развитие бизнеса в валюте.
Какие еще меры поддержки осуществляет кабмин, чтобы стабилизировать фармацевтический рынок и предотвратить дефицит лекарств, - в материале ТАСС
Правительственные меры поддержки
Правительство считает приоритетной задачу обеспечить граждан при любых условиях объемом гарантированной государством медицинской помощи. Для этого власти разработали комплекс мер, среди которых ежемесячный мониторинг, регулирование цен на жизненно важные лекарства, поддержка региональных закупок на импортном рынке, выделение средств на обеспечение лекарствами льготной части населения, а также импортозамещение на фармацевтическом рынке.
В октябре 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев констатировал, что, благодаря принятым мерам, в большинстве регионов РФ цены на жизненно важные лекарства стабилизировались.
Глава Минздрава России Вероника Скворцова считает, что с учетом недоиндексированности пенсий повышать цены на дешевые лекарства нельзя.
В марте 2015-го президент подписал закон о госрегулировании цен на лекарства. Согласно документу, с 16 марта 2015 года правительство получило право устанавливать предельные отпускные цены производителя на препараты из списка ЖНВЛП, а также ограничивать оптовые и розничные надбавки. Для всех препаратов, попавших в этот список, производитель обязан регистрировать цены на них в реестре предельных отпускных цен. Продавать лекарство дороже производитель не имеет права.
В январе 2016 года правительство расширило перечни жизненно необходимых лекарств.
Чтобы не допустить исчезновения дешевых лекарств, которое может произойти из-за снижения минимальной рентабельности производителей, Госдума приняла закон о разовой индексации стоимости препаратов нижнего стоимостного сегмента (до 500 руб. за упаковку). Документ позволяет индексировать нижний стоимостной сегмент на 30%, а средний - на 11,4%. По мнению Скворцовой, эти 30% позволят производителям сохранить рентабельность, а также сохранить дешевые препараты на рынке.
Еще один способ поддержки фармацевтической отрасли, который рассматривает кабмин, - прямое субсидирование предприятий, производящих лекарства из списка жизненно важных. В январе 2016 года в госпрограмму "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" внесены поправки, предусматривающие вывод на рынок до 2020 года 131 воспроизведенного препарата из списка ЖНВЛП.
Что касается сегмента лекарств, не входящих в список жизненно важных, то, по словам главы Минздрава, примерно в половине случаев они заменимы аналогами из перечня ЖНВЛП.
Также в марте 2015 года президент РФ подписал законопроект, который вводит государственное регулирование цен на имплантаты, использующиеся при оказании бесплатной медицинской помощи. Такие изделия, как стенты и эндопротезы, практически не выпускаются в России, поэтому существует риск существенного роста цен на эту группу медизделий на фоне девальвации рубля, считают в Минздраве. Как пояснили авторы законопроекта, методика расчетов будет принимать во внимание фактическую отпускную цену изделий, цену ввоза в РФ, а также цены на аналогичные медицинские изделия и другие параметры. Госрегистрацией или перерегистрацией предельных отпускных цен производителей на такие медицинские изделия займется Росздравнадзор, он также будет вести госреестр максимальных отпускных цен.
В Федеральной антимонопольной службе считают, что регулирование цен на некоторые лекарства ускорило сокращение дешевого ассортимента в аптеках. Производители сократили объемы реализации нерентабельной дешевой продукции, а оптовые и розничные продавцы в условиях ограниченных надбавок заинтересованы в работе с наиболее дорогими препаратами.
ФАС считает, что производители и продавцы стали перекладывать недополученную прибыль от продажи лекарств, цены на которые регулируются, на остальные лекарства, что привело к ускорению роста цен в нерегулируемом сегменте. В результате, хотя цены на конкретные препараты государство стабилизировало, в целом затраты населения на лекарственные средства увеличились.
Ведомство предлагает увеличить цены на лекарства из списка ЖНВЛП стоимостью до 50 руб. на 5 руб. по каждому из списка. Без этого российские производители снимут самые дешевые лекарства с производства - как указывает ФАС, уже сейчас отечественные компании перестали выпускать 197 наименований лекарств этого сегмента.
Основной путь по снижению цен на рынке лекарств для государства, по мнению ФАС, лежит не в русле административного ограничения, а в создании условий для конкуренции. "Система мер по развитию конкуренции и ускорение выхода на рынок дженериков будут стимулировать всех участников товаропроводящей цепочки снижать цены на лекарства. Административное регулирование цен эффективно лишь для сегмента лекарств, находящихся в условиях сниженной или отсутствующей конкуренции (прежде всего это оригинальные лекарственные препараты до истечения срока действия патентной защиты)", - уверены в ведомстве.
В начале марта Минпромторг предложил полностью отказаться от государственного регулирования цен на дешевые лекарства. Однако Минздрав РФ возражает против этой инициативы.
В ходе "Прямой линии" 14 апреля президент РФ Владимир Путин обещал, что правительство за два месяца решит проблему с ценами на лекарства.
В этой связи у правительства два возможных пути решения этого вопроса - либо субсидировать промышленность, но надо понять, есть ли в бюджете на это средства соответствующие, либо в какой-то степени отпустить эту цены
В мае 2015 года Скворцова сообщила о жалобах граждан на проблемы с получением льготных препаратов. Проверки, проведенные Росздравнадзором, показали, что даже при наличии лекарств выявляются факты несвоевременного обеспечения льготников препаратами. По мнению министра здравоохранения, причиной является не дефицит лекарств, а неэффективное управление товарными запасами. В свою очередь вице-премьер Ольга Голодец считает, что проблема в неэффективной работе служб, выписывающих эти препараты.
Глава Минздрава сообщила, что в России планируется создать единую информационную систему мониторинга движения лекарственных средств. По словам министра, во всех округах РФ уже организована работа лабораторных комплексов, которые контролируют качество лекарств. Контроль государства за качеством лекарств увеличился в 1,6 раза и составил 16% от всех серий, отметила Скворцова. При этом, по ее словам, доля недоброкачественных серий лекарственных препаратов составила менее 1%.
В июне 2015 года правительство РФ выделило регионам 12 млрд рублей на лекарства для льготников. Среди них 12,8 тыс. граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, и 13,5 млн граждан, имеющих право получать лекарственные препараты по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой. Ранее кабмин уже распределил между субъектами РФ 4 млрд рублей на улучшение лекарственного обеспечения.
В декабре 2015 года Дмитрий Медведев сообщил, что на обеспечение россиян льготными лекарствами, медицинскими изделиями и продуктами лечебного питания для детей-инвалидов будет направлено более 30 млрд рублей. Премьер уточнил, что еще почти 2 млрд рублей будут направлены на приобретение путевок в санатории. "Также 12 регионов получат более 5 млрд рублей на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации", - отметил Медведев. Он добавил, что правительство намерено распределить субсидии, которые составят 1,5 млрд рублей, на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов.
Более 70% российского фармрынка в денежном выражении приходится на продукцию иностранного производства, что не гарантирует стабильности в условиях колебаний курса валют.
К нашему счастью, фармацевтическая промышленность за последние 10 лет довольно серьезно развивалась, и тот потенциал, который мы сегодня видим, который сегодня заявлен, он абсолютно реальный. У нас есть и кадры, и готовность предприятий развиваться
В связи с этим власти разработали план развития российской фармацевтической промышленности, который позволит реализовать программу импортозамещения в данной сфере. Вместе с тем Россия не будет отказываться от зарубежных препаратов, не имеющих отечественного аналога.
Руководитель Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Владимир Уйба считает, что за 10 лет некоторые лекарства можно заместить на 100%. К таким препаратам относятся, например, вакцины. "По антибиотикам - порядка 50-60%. Наиболее сложные направления - препараты для лечения онкологических заболеваний, заболеваний крови и ряда других", - добавил Уйба.
Среди мер поддержки отечественного производителя - финансирование проектов, связанных с импортозамещением, а также ограничение доступа иностранных производителей к госзакупкам лекарств.
30 ноября 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ, ограничивающее госзакупку лекарств иностранного производства. Документ действует только в отношении фармацевтических средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В Минпромторге пояснили, что аптечный сектор эта мера не затронет, поэтому у потребителей нет поводов для беспокойства.
Подробнее о закупках иностранных лекарств в РФ - в справке ТАСС.
На проекты, связанные с импортозамещением в области фармацевтической промышленности, в 2015 году из госбюджета было выделено 10 млрд руб. В Минпромторге отметили, что 60% этой суммы направлено на выпуск новых лекарственных препаратов и около 40% - на создание медицинских изделий и медицинской техники.