МОСКВА, 5 мая. /ТАСС/. ФСБ России рассекретила документы об успешной операции против группы финских и эстонских диверсантов в годы Великой Отечественной войны. В рубрике "Архивные материалы" на сайте спецслужбы опубликованы материалы из архива Управления ФСБ России по Архангельской области.
"В 1942 году германская военная разведка осуществляла активную разведывательную и диверсионную деятельность на транспортных коммуникациях с целью воспрепятствовать снабжению Красной армии, в том числе поставкам союзников по антигитлеровской коалиции через северные порты Советского Союза. В сентябре 1942 года германский разведорган "Абвернебенштелле "Ревель" ("Бюро Целлариуса") забросил в Архангельскую область с самолета на парашютах две разведывательно-диверсионные группы в количестве 13 человек. Все агенты были эстонцами по национальности, из них большая часть служила в германской армии", - сообщили в ЦОС ФСБ.
"Бюро Целлариуса" - по имени возглавлявшего его с 1941 года фрегаттен-капитана Александра Целлариуса, германского военного атташе в Швеции и Финляндии - являлось подразделением абвера в Швеции и Эстонии. Оно было организовано в Хельсинки в 1939 году под названием "Военная организация "Финляндия". После оккупации Германией Эстонии бюро переместилось в Таллин.
О выявлении диверсантов
Первый из опубликованных документов - спецсообщение НКВД от 14 сентября 1942 года о том, что в конце августа и начале сентября 1942 года, когда уже шла Сталинградская битва и немцы захватили часть Северного Кавказа, в Архангельской области зафиксировали выходы в эфир двух радиостанций, поддерживавших шифрованную радиосвязь с Таллином.
27 сентября 1942 года нарком НКВД СССР Лаврентий Берия утвердил предложения "о мероприятиях по обеспечению изъятия или ликвидации немецко-финских диверсионных групп" в Архангельской области. В Коношу, Вытегру, Каргополь, Няндому и Плесецк были командированы пять сотрудников центрального аппарата контрразведки НКВД СССР и сотрудники управления НКВД по Архангельской области, которым надлежало для розыска шпионских и диверсионных групп "использовать всю наличную агентурно-осведомительную сеть". Им поручалось "отобрать из числа местных охотников, рыбаков и звероловов проверенных и подходящих лиц", чтобы взять под контроль дороги и тропы в местах возможного нахождения диверсантов.
Кроме того, сотрудникам НКВД поручалось активизировать работу агентурной сети в рабочих поселках спецпоселенцев, где могут укрываться диверсанты, а также в ближайших к железной дороге населенных пунктах. Было поручено также установить связь с постами ВНОС (войска воздушного наблюдения, оповещения и связи, часть войск противовоздушной обороны) и при появлении в районах розыска вражеских самолетов организовать наблюдение по трассе их полетов на случай возможной выброски новых диверсионных групп или грузов для диверсантов.
"Учитывая наличие данных о подготовке противником взрыва Малошуйского моста (там проходила железная дорога до Беломорска, ставшего центром Карело-Финской ССР после захвата в 1941 году финскими войсками Петрозаводска - прим. ТАСС) принять меры по охране моста и подходов к нему, чтобы исключить возможность диверсии", - говорится в опубликованном документе, утвержденном Берией.
О задержании группы диверсантов
3 ноября 1943 года начальник контрразведывательного управления НКВД СССР доложил наркому о задержании группы диверсантов в Пудожском районе Карело-Финской ССР, среди которых были два немца и четыре эстонца. 22 октября диверсанты попытались вернуться за линию фронта на направленном им немецком морском двухмоторном бомбардировщике "Хенкель-115", который прибыл на озеро Лача, но был замечен. При его обстреле "один диверсант и два летчика были убиты, у самолета были пробиты масляные баки, он совершил вынужденную посадку на Юнг-озеро", после чего группа диверсантов с оставшимся в живых одним из летчиков двинулась на запад, чтобы перейти линию фронта.
О деятельности диверсантов в тылу Красной армии рассказал захваченный в плен один из участников группы - житель Таллина Рудольф Тагесте. В ходе допроса, протокол которого опубликован ФСБ, 22 ноября 1943 года он сообщил, что группа из 13 человек была направлена 1 сентября 1943 года немецкой разведкой в район станции Коноша собирать данные о перевозках по железной дороге и по шоссейным дорогам. В ее задачи также входил сбор сведений о том, с какого возраста призывают местных жителей в Красную армию, о ведущихся сельхозработах, лесозаготовках и нахождении аэродромов в Карелии и Архангельской области.
Тагесте также сообщил, что согласно указаниям немецкой разведки встреченных диверсантами местных жителей они "после их допроса должны были убивать", чтобы не выдать местонахождение группы. Но проводившиеся мероприятия против выявленных в радиоэфире диверсантов связали им руки. По словам Тагесте, у них неоднократно происходили боестолкновения с красноармейцами. После двух неудачных попыток уйти на направленных им по запросу в Таллин гидросамолетах им пришлось с потерями отойти. Затем Таллин сообщил о невозможности прислать еще один самолет, им было предложено самим двигаться к линии фронта, чтобы вернуться. Когда Таллин перестал присылать им даже самолеты, выкидывавшие торпеды с едой и оружием, ситуация стала совсем непростой.
По словам Тагесте, они постоянно наталкивались на красноармейцев, несмотря на то, что для поддержки немцы дважды под видом грузов для диверсантов сбрасывали торпеды с взрывными веществами, маркированными Красным Крестом, для подрыва обнаруживших их красноармейцев. Когда поддержка с воздуха диверсионной группы прекратилась, после потерь в ходе боестолкновений с преследовавшими их красноармейцами и обморожения ног одного из членов группы они решили зайти в одну из деревень и сдаться, но были захвачены в плен еще на подходе к деревне, рассказал Тагесте.
Итог следствия
В опубликованном ФСБ спецсообщении от 14 ноября 1942 года начальник Управления НКВД по Архангельской области майор госбезопасности П. Мальков сообщил, что "выброшенные в Архангельскую область в сентябре 1942 года германской разведкой две вооруженные шпионско-диверсионные группы парашютистов 8 ноября полностью ликвидированы. Из этих групп задержаны девять разведчиков-парашютистов и четыре убиты нашими оперативными группами при столкновении".
В ходе всей операции изъято пять баз с продовольствием и экипировкой, две радиостанции, шифры, коды, топографические карты, дневники, 10 автоматов, 13 револьверов, одна финская винтовка, 13 тыс. патронов, аппарат для подслушивания телефонных разговоров, радиоприемник, фотоаппарат, сигнальные электрофонари, 25 парашютов, резиновые лодки, бинокли, маскировочные костюмы. Был подбит и захвачен немецкий морской двухмоторный бомбардировщик "Хенкель-115", прилетевший 22 октября на озеро Лача для эвакуации диверсантов.
ФСБ обнародовала и обвинительное заключение от 10 февраля 1943 года по уголовному делу в отношении девятерых захваченных членов диверсионной группы Рюрика Палло, Оскара Люттера, Вольдемара Рандмяе, Хуго Тарту, Гена Кармо, Рудольфа Тягесте, Арнольда Тедера, Гарольда Петерсона и Освальда Кривайна. Все они эстонцы в возрасте от 21 года до 40 лет, почти все состояли в добровольческом военизированном подразделении "Кайтселийт" ("Союз обороны Эстонии"). Некоторые принимали участие в советско-финской войне 1939-1940 годов, затем вступили в эстонскую и финскую армии, а после захвата немцами Эстонской ССР принимали участие в карательных мероприятиях.
Так, в материалах следственного дела говорится, что сын врача Вольдемар Ряндмяе 1918 года рождения, родившийся в Курске и бывший гражданином СССР и даже членом ВЛКСМ как агент эстонской разведки в 1939 году дважды переходил на территорию СССР. В июне 1941 года он установил связь с подпольной антисоветской организацией в Тарту и, являясь членом ее штаба, готовил антисоветское восстание в Эстонской ССР, а в декабре 1941 года был завербован германской разведкой и прошел обучение в разведшколе. Он был участником карательного отряда и трижды забрасывался на территорию СССР.
Из девяти участников диверсионной группы те, кто имел гражданство СССР, были обвинены в измене Родине (пункт 1-а ст. 58 УК РСФСР). Не имевшим советского гражданства были предъявлены обвинения по ч. 6 ст. 58 УК РСФСР ("Шпионаж") и п. 11 ст. 58 УК РСФСР ("Организационная деятельность, направленная на подготовку или совершение предусмотренных в настоящей главе контрреволюционных преступлений"). С учетом ее санкций всем девятерым в обвинительном заключении по делу было предложено назначить наказание - расстрел.
Итог операции
Как отметили в ЦОС ФСБ, захват вражеских агентов позволил провести радиоигры с противником. В ходе радиоигр с финской военной разведкой советские контрразведчики вскрыли планы финского военного командования, получили важные сведения о формах и методах работы финнов по подготовке агентов, засылаемых в советский тыл, дезинформировали Генштаб финской армии о проводимых работах в портах Архангельска и Молотовска (Северодвинск) и перевозках военных грузов по железнодорожным магистралям.
Кроме того, сотрудники 2-го спецотдела НКВД СССР (занимался расшифровкой кодов радиоперехватов противника) получили данные, которые позволили поставить под контроль радиосети финской военной разведки, расшифровывать передаваемые и принимаемые радиограммы между разведцентрами противника и их агентами, находящимися в советском тылу, а также выявлять дислокацию их радиоцентров. Успешное проведение осенью 1942 года операции по поиску и ликвидации разведывательно-диверсионных групп противника способствовало срыву планов немецкого командования по выброске крупных десантов с целью перерезать железную дорогу, соединявшую Архангельск с центральными районами Советского Союза.