13 мая 2023, 12:57

Умер последний ветеран из британского авиакрыла, защищавшего северные конвои

Ему было 102 года

ЛОНДОН, 13 мая. /ТАСС/. Последний ветеран из 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании, защищавшего северный конвои и порты СССР в начале Великой Отечественной войны, умер в возрасте 102 лет. Некролог Фредерика (Вика) Башфорда опубликовала газета The Daily Telegraph.

Как заявили корреспонденту ТАСС в субботу в посольстве России в Лондоне, в 2021 году Башфорд передал приветственное послание участникам международной научно-практической конференции "Ленд-лиз и арктические конвои", проходившей в Архангельске. Британский ветеран неоднократно посещал Россию (в первый раз в 1991 году), был награжден медалью Ушакова и британской "Полярной звездой", учрежденной в 2012 году для ветеранов северных конвоев.

Башфорд записался добровольцем в британские ВВС в конце 1938 года и получил специальность авиатехника-электрика. Он был участником первого северного конвая "Дервиш" (неофициальное обозначение - PQ-0), который в августе 1941 года доставил из Ливерпуля в Архангельск стратегическое сырье для советской промышленности и оружие для Красной армии. Среди прочих грузов было 15 разобранных истребителей Hawker Hurricane, которые Башфорд и его коллеги собрали на аэродроме в Ваенге (ныне - Североморск). 7 сентября на нем же приземлились 24 Hurricane из 151-го авиакрыла, сопровождавшие конвой на борту авианосца Argus, и также предназначенные для передачи СССР.

Британские специалисты, инженеры и пилоты (в общей сложности больше 600 человек) обучали советских коллег особенностям пилотирования и эксплуатации новых истребителей. В течение пяти недель они также осуществили сотни боевых вылетов, защищая порты Архангельска, Мурманска и Полярного и сопровождая советские бомбардировщики Пе-2.

В ходе операции, получившей название "Бенедикт", британские летчики 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС сбили 16 немецких самолетов (еще четыре были предположительно сбиты) и повредили семь, потеряв всего один Hurricane и его пилота. С наступлением холодов союзники покинули территорию СССР, завершив подготовку советских радистов, авиатехников и летчиков.

Воспоминания ветерана

"Наша работа в Ваенге оказалась во всех отношениях успешной <...>, так что, уезжая, мы чувствовали, что сделали все то, что нам было поручено, оставив русским с ядром истребительных сил Hurricane и готовыми принять еще без малого 3 тыс. самолетов, которые были в последующие годы отправлены им с многочисленными конвоями", - писал Башфорд, с отрывками из воспоминаний которого можно ознакомиться на сайте Музея русских арктических конвоев в шотландском Берчберне.

"Мы покинули Россию в конце ноября 1941 года, и домой я отправился на борту крейсера Королевских ВМС Kenya, капитан которого любил задать жару немцам. В итоге получилось так, что вместо прямого морского перехода в сопровождении возвращавшегося конвоя PQ-3 мы занимались таким волнительным делом, как обстрел немецких береговых укреплений в [норвежском] Вардё", - вспоминал ветеран, ушедший из жизни 18 апреля.

История конвоев

С августа 1941 года по май 1945 года от стран антигитлеровской коалиции в СССР и обратно проследовало 78 конвоев, 1 507 транспортов и танкеров (128 были потоплены или повреждены). В Архангельск, Молотовск (ныне - Северодвинск) и Мурманск доставили более 22 тыс. самолетов, свыше 13 тыс. танков, 13 тыс. орудий, 639 кораблей и другие важные грузы, в том числе продовольствие на сумму более $2 млрд, что обеспечило около 12% потребностей фронта и тыла.

Арктический маршрут союзных конвоев (грузы доставлялись также по Тихому океану и через Иран) был самым коротким, но считался наиболее опасным. Он обеспечил более 90% поставок по ленд-лизу, однако до 15% грузов, отправленных этим маршрутом, затонуло из-за гибели кораблей.