24 мая 2023, 19:48,
обновлено 24 мая 2023, 23:05

Эксперты назвали причиной разрушения береговой линии в Арктике климатические изменения

По словам начальника управления ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Романа Ершова, такая активная береговая эрозия раньше не наблюдалась

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 мая. /ТАСС/. Климатические изменения в Арктике, связанные с общим потеплением, приводят к ежегодному разрушению береговой линии в регионе на несколько метров, что заставляет российских специалистов периодически переносить объекты своих полярных станций вглубь суши. Об этом рассказал на научно-деловой конференции POLAR 2023 в Петербурге начальник управления ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Роман Ершов.

"Что касается нашей большой сети арктических станций. На этих станциях нам регулярно приходится наши объекты подальше переносить от береговой линии, потому что ежегодно идут разрушения от метра до десятков метров, ежегодно, это происходит на наших глазах. Очень активная береговая эрозия, которая раньше не наблюдалась", - отметил в своем выступлении Ершов.

Исполнительный директор Центра морских исследований МГУ Николай Шабалин на конференции также отметил, что разрушение береговых линий в Арктике и общая деградация вечной мерзлоты ставит новые вызовы для работы всей научной инфраструктуры в регионе. По его словам, и уже существующие, и строящиеся объекты могут оказываться под угрозой повреждений, что негативно скажется на исследовательской работе в Арктике.

Ершов подчеркнул, что большое число исследовательских объектов в Арктике были построены больше 30 лет назад, еще советскими полярниками, в связи с чем большое внимание сегодня нужно уделять масштабной модернизации сети российских арктических полярных станций, необходимых для мониторинга и изучения текущего состояния общей ситуации в регионе.

Угрозы и вызовы в Арктике

На конференции POLAR 2023 специалисты учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подразделений госкорпорации "Росатом", компании "Новатэк" и ведущих вузов страны определили ряд других наиболее актуальных угроз для развития арктического региона, помимо разрушения береговой линии и сопряженной с этим опасности для исследовательской инфраструктуры.

Исполнительный директор Центра морских исследований МГУ Николай Шабалин подчеркнул, что деградация вечной мерзлоты отразится не только на исследовательской инфраструктуре, но и огромном количестве жилых и хозяйственных объектов, которые построили в Арктике десятки лет назад, в других климатических условиях и с другими характеристиками. Учитывая то, что в регионе созданы целые города, уже сейчас необходимо проводить большую работу по оценке рисков и адаптации существующих объектов к новым условиям, дабы предотвратить возможные аварии.

"Вся инфраструктура на территории с залеганием вечной мерзлоты, а это две трети страны, сейчас в связи с изменениями климата находится в зоне риска. И мы должны оперативно реагировать на запросы и даже опережать их. Для этого необходима комплексная система мониторинга, создание которой уже запущено", - подтвердил на конференции в своем выступлении директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Шабалин добавил, что риски для Арктики несут не только глобальные процессы, связанные с изменением климата в мире, но и конкретные проблемы, связанные с экономическим освоением региона человека. В частности, под угрозой остается хрупкая экосистема Арктики с ее разнообразным живым миром, сталкивающимся с загрязнением окружающей среды. Ершов привел в качестве примера тот факт, что деятельность полярных станций также наносит определенный вред арктической экосистеме. Специалистам предстоит заняться ликвидацией накопленных отходов и компенсации нанесенного еще в советское время вреда. По оценкам Ершова, речь идет о 10 с лишним годах активной работы.

Советник генерального директора ФГУП "Атомфлот" Андрей Теницкий отметил, что одна из главных угроз для дальнейшего безопасного и экологичного освоения Арктики - это использование тяжелых и вредных для окружающей среды видов топлива, которые используют большинство грузовых судов в регионе, проходящих по Севморпути и других линиям навигации в морях Северного Ледовитого океана.

По мере наращивания грузопотока на СМП, эта проблема может обостряться, учитывая устанавливаемые планы по достижению к 2030 году объемов перевозимых грузов в 120-150 млн тонн ежегодно.
Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов добавил, что, кроме всего прочего, в XXI веке выросли риски, связанные с милитаризацией Арктики и политизацией сотрудничества в регионе, в результате которого результат общей работы арктических стран над сохранением и развитием Арктики может оказаться под угрозой.

О конференции

Научно-деловая конференция POLAR - ведущее отраслевое событие, призванное объединить на одной площадке представителей органов государственной власти, бизнеса и науки, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике. Организатором мероприятия является Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. В 2023 году участие в конференции принимают около 500 участников. 

Теги:
Россия