23 февраля 2015, 13:48,
обновлено 24 февраля 2015, 11:48
Путь к Победе

Освобождение города Познань

Архив AP Photo
23 февраля 1945 года штурмом взяли город, являющийся крупным железнодорожным узлом, лежащим на пути от Варшавы к Берлину

ТАСС-ДОСЬЕ /Алексей Исаев/. 23 февраля 1945 года завершился штурм войсками Красной армии города Познань. На тот момент город находился глубоко в тылу 1-го Белорусского фронта. Непосвященному такой штурм изолированного гарнизона мог показаться бессмысленным. Казалось бы, достаточно дождаться истощения запасов провизии защитников Познани. Однако штурм объявленного "крепостью" города в действительности был насущной необходимостью: Познань являлась крупным железнодорожным узлом, лежащим на пути от Варшавы к Берлину, и ее удержание мешало нормальному снабжению войск 1-го Белорусского фронта на одерских плацдармах.

Началась история борьбы за Познань месяцем ранее, 23 января 1945 года Тогда город пытались взять с ходу танкисты армии Михаила Катукова. Однако быстро убедившись в том, что Познань занимает достаточно боеспособный гарнизон с артиллерией и бронетехникой, катуковцы не стали терять темп и пошли в обход "крепости", оставив ее на растерзание следующей за танкистами по пятам пехоте общевойсковых армий.

Значение Познани как узла дорог было очевидно еще в XIX столетии, ее укрепляли в течение нескольких десятилетий. В последней четверти столетия город опоясали 18 фортами, впоследствии усиленными бетоном. Свое первоначальное назначение они утратили и использовались для сферы далекой от фортификации. Так, познанский форт VII использовался как полигон для отработки печально известных газовых камер, другие - в качестве промышленных предприятий. Перед лицом приближающейся с востока Красной армии форты спешно приводили в порядок. Ядро гарнизона Познани составляла унтер-офицерская школа, в основном из опытных ветеранов Восточного фронта. Помимо этого в городе были части Люфтваффе, фольксштурм, учебная бригада штурмовых орудий и разрозненные подразделения отошедших с вислинских плацдармов частей. Анализ написанных по горячим следам событий документов обеих сторон дает оценку численности оборонявших Познань частей в 15-20 тыс. человек (традиционная для советской литературы оценка в 61 тыс. человек представляется сильно завышенной).

Немалую роль в судьбе Познани сыграла энергия и амбиции командующего 8-й гвардейской армии Василия Чуйкова. Формально город находился в полосе соседней 69-й армии Владимира Колпакчи, однако выйдя к городу на сутки раньше соседа, Чуйков решил взять Познань с ходу. Начальник штаба 8-й гвардейской армии генерал-майор Белявский прямо писал "не опоздайте овладеть городом Познань, а то им могут овладеть войска Колпакчи (69 армия), которые на подходе к городу". При этом о характере фортификации города имелись весьма расплывчатые представления. Первая атака Познани войсками Чуйкова 24 января успеха не принесла. В итоге для штурма города был оставлен один корпус 8-й гвардейской армии и переподчиненный Чуйкову корпус 69-й армии. Тогда, правда, мало кто рассчитывал, что штурм затянется на месяц.

Следует отметить, что гвардейцы Чуйкова быстро сориентировались в обстановке - стремительным обходным маневром форсировали реку Варта к югу от города и неожиданно для немцев атаковали юго-западный фас обороны крепости. Здесь в форты были посажены подразделения Люфтваффе и фольксштурма. Их сопротивление удалось быстро сломить и взять форты буквально "голыми руками", исключительно профессиональными и дерзкими действиями - самым тяжелой артсистемой в руках атакующих были 160-мм минометы, практически бесполезные против толстых стен казематов фортов. Пробитая в цепочке фортов брешь на юге Познани позволила штурмующим прорваться в жилые и промышленные кварталы города. Также были изолированы форты на западной окраине Познани, гарнизоны которых вскоре капитулировали после безуспешной моментом в штурме крепости стали 9 и 10 февраля 1945 года, когда в город прибыли две гаубичные артбригады большой мощности с 203-мм гаубицами и дивизион особой мощности (6 280-мм мортир Бр-5). До этого орудий калибром 280-мм в составе штурмующих войск не было. Тяжелые орудия были доставлены в крепость не без труда по разрушенным железным дорогам, с помощью польского подвижного состава.

Тяжелые артсистемы сразу же ускорили штурм Познани. Так, форт "Раух" (постройки 1864 года), прикрывавший подходы к переправе через Варту был просто расстрелян батарей 203-мм гаубиц. Заняв позицию в 450 м от бастиона, батарея выпустила 42 снаряда, в результате фронтальная стена получила значительные разрушения, внутри рвались боеприпасы, форт горел. Советские пехотинцы овладели им, не встречая сопротивления. Аналогичная судьба постигла конструктивно схожий форт "Притвиц-Гаффон". Для стрельбы по нему были выделены две батареи 203-мм гаубиц, выпустившие с дистанции 1 000 м 80 снарядов, образовавших проломы в стенах от 2 до 5 м. Круглый бастион "Радзвилл", располагавшийся севернее "Рауха" и тоже прикрывавший мосты, расстреляли из 203-мм гаубиц с западного берега Варты. 35 бетонобойных снарядов образовали пролом шириной 4 м в западной стене бастиона, он горел в течение суток и потом был взят практически без боя. Фортификация середины XIX века была практически беспомощна перед артиллерией середины века XX. Также с использованием тяжелой артиллерии и штурмовых действий пехоты удалось постепенно блокировать и уничтожить гарнизоны остальных крепостей внешнего обвода.

К 17 февраля советские части практически полностью очистили жилые и промышленные кварталы Познани от противника, оттеснив остатки гарнизона в цитадель крепости, так называемый форт "Виняри" (также часто называемый "Цитадела"). Следует отметить, что еще с 10 февраля артиллерия начала разрушение укреплений крепости огнем с закрытых позиций. Для этого использовались 280-мм орудия особой мощности.

Штурм цитадели начался 18 февраля. Для форсирования рва цитадели был использован своеобразный прием: советские саперы подкатили ко рву 200-литровые бочки с взрывчаткой и сбросили их вниз. Мощный взрыв оглушил немецких солдат у амбразур форта, что позволило прорваться через ров на валы редутов цитадели. Для прорыва во двор крепости в стенах пробили бреши с помощью поставленных на прямую наводку тяжелых орудий. К 2.00 ночи 23 февраля было закончено строительство аппарели для въезда внутрь цитадели танков и тяжелой артиллерии. Ночью в крепость были введены огнеметные танки и шесть 203-мм орудий. Гарнизон форта был окончательно деморализован. 203-мм гаубицами даже не пришлось вести огонь. Почти месяц борьбы за "крепость" пришел к своему логическому завершению. В ходе штурма советские войска расстреляли 5 тыс. тонн боеприпасов, или 400 вагонов. Также было израсходовано 3230 реактивных снарядов М-31. Кроме того, советские пехотинцы использовали в уличных боях около 7 тыс. трофейных "фаустпатронов". Безвозвратные потери частей и соединений Красной армии в боях за Познань составили 4887 человек.

По существу штурм Познани стал "генеральной репетицией" штурма Берлина. Советские войска получили опыт и выработали приемы штурма жилых и промышленных зданий. Как ни странно, амбиции Василия Чуйкова сыграли здесь положительную роль - именно его войска в итоге применили опыт познаньского "полигона" в Берлине.