Стоимость работы нотариусов формируется из двух частей. Первая - это федеральный тариф, прописанный в Налоговом кодексе и законе о нотариате. Он един по всей стране. Вторая часть - региональный тариф, и каждом субъекте России он свой. Он устанавливается по формуле, которую разработали специалисты нотариата и Финансового университета при Правительстве РФ и утвердило Министерство юстиции. В расчетах учитываются различные экономические факторы, включая прожиточный минимум в конкретном регионе.
Новая "песня о главном": как изменились тарифы?
После введения новой системы ценообразования некоторые нотариальные действия стали дешевле. Прежде всего - социально значимые. Также доступнее стали и сделки с недвижимостью. Например, региональный тариф на них снизился на 44% в Краснодарском крае, на 41% в Нижегородской области, на 38% в Татарстане, на 33% в Ленобласти и на 35% в Московской области.
Рассмотрим конкретные примеры. Так, в Москве нотариальное удостоверение сделки купли-продажи квартиры стоимостью 10 миллионов рублей обойдется вам в 33 тысячи рублей. Из них 25 тысяч - это госпошлина и 8 тысяч - региональный тариф.
Возьмем квартиру за 7 миллионов рублей: в Санкт-Петербурге за нотариальное удостоверение сделки необходимо будет заплатить 25,7 тысячи рублей, в Московской области - 28,7 тысячи, в Ленинградской области - 29 тысяч, в Сочи - 26 495, а в Нижнем Новгороде - 28 065 рублей. Удостоверение нотариусом сделки с жильем стоимостью 5 миллионов рублей обойдется жителям Казани в 22 890 рублей, Екатеринбурга - в 24 630, а Ростова-на-Дону - в 22 тысячи рублей.
Если сравнивать с услугами консультантов из юридических фирм, стоимость работы которых зачастую достигает 40-70 тысяч рублей, нотариальное удостоверение выходит дешевле. При этом коммерческие посредники даже высокого уровня не несут никакой ответственности за возможные риски. Правовые гарантии в силу закона может дать только нотариус, который удостоверяет сделку от имени государства.
Какие именно гарантии получает человек?
Нотариус тщательно изучает документы и дает им правовую оценку, консультирует продавца и покупателя по различным нормам закона, которые применимы в их случае, помогает составить грамотный договор. Также он проверяет, есть ли у продавца право распоряжаться жильем, не в залоге ли оно, есть ли разрешение супруги или супруга, не нарушаются ли права несовершеннолетних детей, кредиторов, других третьих лиц и так далее.
Важно, что нотариус сам делает запросы в различные государственные базы и реестры, в том числе в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Оттуда он получает много полезной и, главное, достоверной, актуальной информации об объекте: от адреса и этажа, на котором находится жилье, до информации о том, кому и на основании чего оно принадлежит.
Напомним, что с 1 марта 2023 года персональные данные собственников недвижимости скрыты от третьих лиц. ФИО и дату рождения владельца показывают ограниченному кругу граждан, некоторым сотрудникам госорганов и нотариусам. Остальные могут получить информацию только с согласия самого владельца объекта или через нотариуса при соблюдении определенных требований.
Принципиально важно, что, помимо работы с документами и юридически значимыми фактами, нотариус оценивает реальную волю участников сделки. Устанавливает, понимают ли они правовые последствия договора, принимают ли решения по своему желанию, или их кто-то неправомерно подталкивает, а, может быть, вводит в заблуждение?
В законе о новой тарифной системе все важные проверочные действия со стороны нотариуса носят обязательный характер. Даже если человек прибежит в контору, положит перед специалистом самостоятельно составленный договор и попросит быстренько удостоверить, потому что "все уже сто раз проверено и решено", нотариус этого не сделает. За любой договор, на котором он ставит печать, нотариус несет полную имущественную ответственность. Если допустит ошибку и по его вине пострадает участник сделки, нотариус ответит деньгами, гарантируя стопроцентное возмещение ущерба.
"Одно окно": безопасно и удобно
Нотариус не только самостоятельно получает все необходимые сведения государственных реестров, но и направляет электронное заявление в Росреестр для ускоренной регистрации перехода прав собственности. Никаких дополнительных доплат от клиента для этого не требуется.
По данным на конец октября 2023 года, регистрация прав на недвижимое имущество по нотариальным документам в среднем занимает 11 часов 24 минуты. Для сравнения, на регистрацию через МФЦ может уйти до девяти рабочих дней.
Провести рассчет по сделке тоже можно с помощью нотариуса. Как это работает? Покупатель переводит нужную сумму на публичный депозитный счет нотариуса. Сделка проходит, права нового владельца регистрируются в ЕГРН, и только после этого нотариус передает деньги продавцу. Так продавец гарантированно получает оплату, а покупатель избегает рисков отдать деньги раньше времени и остаться ни с чем, если регистрация сорвется или что-то изменится в последний момент.
Если депозит нотариуса применяется для расчета по нотариально удостоверенной сделке, федеральный тариф составляет 1500 рублей. Региональный тариф зависит от субъекта РФ. Например, в Москве и Ленинградской области это 1000 рублей, в Санкт-Петербурге - 1300, в Татарстане - 1150 рублей.
По сути, нотариальная контора становится для продавца и покупателя единственным местом, где они могут решить все вопросы по сделке. Для еще большей экономии времени нотариус может сделать запросы в необходимые реестры еще до визита сторон в контору.
Помимо ЕГРН, нотариусы могут получать сведения, например из органов ЗАГС. Там можно узнать, не женат или не замужем ли продавец: возможно, для сделки требуется согласие второго супруга. Запросы в МВД помогают проверять личности участников сделки. Обращения в Федеральную службу судебных приставов позволяют узнать, не наложен ли на недвижимость арест, нет ли других ограничений или запретов на сделки с ней. И это не весь перечень инструментов.
В число "цифровых" поставщиков данных для нотариата входит Федеральная налоговая служба, Центральный каталог кредитных историй, ряд российских банков, МИД и другие.
"Нотариальный туризм": можно ли сэкономить в другом регионе?
В случае со сделками по распоряжению недвижимостью ехать в другой регион в погоне за более низкой стоимостью услуги не имеет никакого смысла. Точнее говоря, это невозможно. Закон предписывает: нотариальное удостоверение сделки с недвижимым имуществом должно проходить в том же регионе, где эта недвижимость находится. Именно регион - город может быть другим.
Если кто-то из участников не может или просто не хочет приезжать в нужное место, не проблема. Стороны могут воспользоваться дистанционным форматом удостоверения сделки. Каждый участник, а их может быть и больше двух, идет к удобному для себя нотариусу в своем городе. Выбранные нотариусы связываются по видео, осуществляют все проверки и консультации и с теми же гарантиями, что и при классической сделке, удостоверяют договор. Главное, чтобы хотя бы один из нотариусов и, соответственно, один участник сделки находился в регионе, где расположена недвижимость.