Кроме того, сюда вывезли из Ленинграда Военно-морскую медицинскую академию — преподавателей и студентов — и труппу Большого драматического театра. Для небольшого провинциального города с ограниченным количеством квартир и домов такое множество людей стало настоящим испытанием. И местные, и приезжие жили и работали в очень стесненных условиях. Но вернувшиеся в свои города из эвакуации люди в воспоминаниях возвращаются к одной мысли — о доброте и отзывчивости кировчан.
Дублер становится основным
В 1930-х годах в Москве на базе Государственного авиационного завода №1 создается производство по выпуску агрегатов бомбардировочного и стрелкового авиационного вооружения. Новый завод №32 должен поставлять продукцию для всех самолетостроительных заводов страны. В 1939 году принимается решение о создании в северной части Кирова завода-дублера №315 по выпуску агрегатов авиационного вооружения. К июню 1941 года на выделенной под завод территории было всего 6 тыс. кв. м производственных площадей, два недостроенных каменных корпуса и шесть каркасно-насыпных бараков без полов и крыш. Не было литейного и кузнечного цехов, а также отопления и освещения.
9 октября 1941 года, когда фашисты уже вплотную подходили к Москве, принимается решение эвакуировать завод №32. В Киров с 9 октября по 12 ноября отправляются 357 вагонов с оборудованием и 235 вагонов с рабочими, служащими и членами их семей. В это время в Кирове уже установились сильные морозы, но работы не прекращались ни днем ни ночью. Параллельно возводились недостроенные цеха. В результате первая продукция — 50 тыс. противотанковых гранат — была отгружена фронту уже 5 декабря 1941 года, а с января 1942 года возобновляется производство всех изделий, выпускаемых до эвакуации. Практически вся советская бомбардировочная авиация была укомплектована вооружением, изготовленным на заводе №32 (ныне ВМП "АВИТЕК").
После того как многие рабочие завода были призваны в армию, к станкам встали подростки. Они трудились по 12 часов, не покидая своих рабочих мест, и перевыполняли норму на 200–500%, зная, как их продукция нужна фронту. В основном рабочие жили в землянках, бараках и даже в цехах. Некоторые умирали от голода, холода и переутомления, но завод не прекращал работу.
По окончании войны завод №32 так и остался в Кирове. Домой в Москву вернулись только люди, которым предстояло на старом месте создать новый завод.
В наши дни на территории завода "АВИТЕК" горит вечный огонь. Мемориальный комплекс предприятия пополнился памятником, на котором высечены имена заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной. "На фронт с завода ушли более 2,5 тыс. человек, — рассказывает генеральный директор АВИТЕКа Александр Иванов. — Видите, сейчас на памятной плите написано, что погибли 711 из них. Но мы, разбирая заводские архивы, обнаружили, что погибших больше — 886 человек. Все их имена уже выбиты на новом памятнике. Этот мемориальный комплекс мы реставрируем, и цифру тоже исправим. Мы должны помнить всех".
Город трудовой доблести
Кировским предприятиям, в мирное время производившим товары народного потребления, после начала войны пришлось не только переориентировать производство, но и кардинально поменять сферу деятельности. Как рассказывает директор Центрального государственного архива Кировской области Елена Царева, в регион в 1941 году было эвакуировано 115 заводов, фабрик и мастерских, значительная часть которых оказалась непосредственно в Кирове. "В наш город прибыли предприятия из Москвы, Ленинграда, Ворошиловграда (ныне Луганск), подмосковной Коломны и других городов", — говорит она. Помимо того, что нужно было перепрофилировать предприятия, имевшие небольшие производственные мощности, еще требовалось где-то разместить приехавших людей. Например, только с заводом №32 прибыло 3 500 сотрудников с семьями. Свыше 10 тыс. рабочих, инженеров и служащих приехали с оборудованием Коломенского машиностроительного завода им. Куйбышева. Много эвакуированных прибыло с других предприятий.
Помимо трудностей, связанных с развертыванием прибывших предприятий на новом месте, руководству города и области пришлось решать сложнейшие вопросы социально-бытового характера. К 1942 году численность населения города увеличилась более чем на 54 тыс. человек.
В архиве есть записка директора завода "Кировский металлист", в которой сказано: "На заводе работает до 300 человек, эвакуированных вместе с заводом им. Кагановича (завод деревообрабатывающих станков из Днепропетровска — прим. ТАСС). Все живут исключительно скученно, по несколько семей в одной комнате, без элементарных удобств". "Некоторым рабочим, которых поселили за городом, приходилось ходить на работу и с работы по 8–10 км", — рассказывает директор архива. Властям города и руководителям предприятий пришлось не только обеспечивать выполнение плана по производству всего необходимого фронту, но и заняться строительством производственных площадей и жилья.
На первых порах людей селили в любые помещения. Кроме того, прошло уплотнение жильцов. "Было непросто во всех смыслах, однако плохое забылось, а хорошее осталось в памяти. Мы знаем множество случаев, когда вернувшиеся в свои города после войны люди поддерживали связь с теми, у кого жили в эвакуации в Кирове. Все они были благодарны нашим землякам за гостеприимство и готовность помочь", — говорит Царева, добавляя, что некоторые остались после войны в Кирове, обретя здесь вторую родину. В кировских музеях и в архиве сохранилось множество воспоминаний о жизни города в военные годы. Нашим современникам сложно даже представить, какого напряжения моральных и физических сил потребовали обстоятельства от людей.
В 2021 году Кирову за вклад его жителей в обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции и проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность было присвоено звание "Город трудовой доблести".
Тайник БДТ
Помимо заводов и фабрик, в эвакуацию отправлялись творческие коллективы. В Киров всего за несколько дней до начала блокады Ленинграда был эвакуирован коллектив Большого драматического театра (БДТ). "Начало Великой Отечественной застало труппу Кировского драматического театра на гастролях в городе Слободской — третьем по величине городе в Кировской области, — рассказывает нынешний директор Кировского драматического театра Константин Зайнулин. — В итоге до 1943 года труппа местного кировского театра находилась в эвакуации в Слободском, потому что в августе 1941 года принимается решение об эвакуации труппы БДТ в Киров, театр приезжает и размещается в этих стенах. Причем в буквальном смысле".
По словам директора, в фойе театра жили артисты БДТ и рабочие сцены: "Повсюду возводятся картонные перегородки. Получается, что коллектив не только работает на сцене, но и физически живет в театре".
Первая репетиция БДТ в Кирове состоялась 31 августа 1941 года, а первый спектакль прошел 12 сентября — играли "Вишневый сад" А.П. Чехова. Ленинградские артисты не прекращали своей работы — коллектив ставил спектакли, на которые продавались билеты. Большая часть сборов направлялась в фонд обороны страны. Старожилы утверждают, что попасть на спектакли БДТ было большой удачей. Даже зимой, несмотря на то что здание не отапливалось, всегда был полный зал.
В то время заведующим литературной частью театра был писатель Евгений Шварц. "Частично блокада Ленинграда была снята в марте 1943 года, и коллектив БДТ сразу отправился домой, однако у Шварца тяжело заболела дочь, и он прожил в Кирове до 1944 года, и год был уже завлитом нашего театра", — отмечает Зайнулин, добавляя, что в архиве театра был найден расчетный лист получения заработной платы с подписью драматурга. Сейчас этот документ хранится в краеведческом музее.
Труппа БДТ в Кирове давала спектакли практически ежедневно, а в свободное время артисты выступали в кировских госпиталях перед ранеными. Известно, что 7 и 8 ноября 1941 года ленинградские артисты сыграли три спектакля. Первый начался в 6 утра для уходящих на фронт красноармейцев. Летом 1942 года из артистов БДТ были сформированы три концертные бригады для Волховского, Западного и Калининского фронтов. "Из этих поездок артистки иногда привозили подарки от военных — духи, мыло и разные милые мелочи. Говорят, что в одной из колонн жилого тогда фойе был оборудован тайник, где артистки прятали свои сокровища, — улыбается директор театра. — У нас намечается капитальный ремонт здания. Может быть, тайник, если он действительно существовал, будет обнаружен".
Военно-морская академия на Вятке
С 1942 по 1944 год в Кирове находилась эвакуированная из Ленинграда Военно-морская медицинская академия. В гостинице "Центральная" на улице Ленина был развернут Клинический военно-морской госпиталь. При нем жили и преподаватели академии. Подготовка врачей для Военно-морского флота велась в здании нынешнего 2-го учебного корпуса Вятского государственного университета.
Профессора и преподаватели академии все время пребывания в Кирове не только учили студентов и практиковали в госпитале, но и активно вели научную работу, проводя тематические медицинские конференции для своих коллег в Кировской области. Преподаватели академии часто ездили в командировки в разные госпитали, помогая оперировать местным врачам. После возвращения в Ленинград в 1944 году сотрудники академии продолжили шефство над госпиталями в Кирове.
Дети блокадного Ленинграда
В Кировскую область из блокадного Ленинграда было эвакуировано 28 тыс. детей, рассказывает губернатор области Александр Соколов. Эти дети были распределены по детским домам, частично по семьям. "По окончании блокады была очень трогательная история, — продолжает он. — Несколько эшелонов с детьми и кировскими учительницами приехали в Ленинград. Встречавшие на перроне матери встали на колени перед кировскими учителями за то, что они практически всех детей сохранили".
В этом году Киров и Санкт-Петербург реализуют проект "Кировская область — земля спасенного детства", посвященный 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда. 5 апреля в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге откроется выставка архивных документов, которая познакомит кировчан и петербуржцев с событиями, связанными с пребыванием на территории Кировской области в годы войны маленьких ленинградцев. Она продлится месяц.
Оксана Полищук
Другие материалы, выпущенные в рамках проекта, можно прочитать здесь.