6 АПР, 08:02 Обновлено 08:22

Электросамокаты в РФ могут оснастить наклейками с QR-кодами и чипами для контроля движения

В случае принятия законопроекта предполагается, что он вступит в силу с 1 марта 2025 года

МОСКВА, 6 апреля. /ТАСС/. Средства индивидуальной мобильности (СИМ) в целях контроля их движения могут оснастить учетным номером, который будет из себя представлять наклейку с QR-кодом, и средствами радиочастотной идентификации (чипами). Это следует из текста законопроекта, концепция которого обсуждалась на рабочей группе по законодательному регулированию использования СИМ с участием депутатов, представителей Минтранса, Минпромторга РФ и бизнеса (документ есть в распоряжении ТАСС).

В случае принятия законопроекта предполагается, что он вступит в силу с 1 марта 2025 года.

"Для реализации механизмов государственного контроля движения СИМ предлагается размещать уникальный учетный номер СИМ непосредственно на таком транспортном средстве. Учетный номер предлагается выдавать в виде двумерного штрих-кода (QR-код), который наносится на наклейку (стикер) и формируется в автоматическом режиме при постановке на учет или при внесении изменений в данные о СИМ в реестр, которые сопровождаются присвоением СИМ нового учетного номера взамен ранее присвоенного", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

При этом владелец электросамоката самостоятельно должен разместить наклейку на нем, "обеспечив ее беспрепятственное считывание техническим устройством". Предполагается, что учетный номер и радиочастотная метка будут отправляться по почте. При этом QR-код может дополнительно выдаваться в форме электронного документа при запросе через портал госуслуг.

Каждый учетный номер будет индивидуальным. Кроме того, законопроектом предлагается создать региональную информационную систему средств индивидуальной мобильности "для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в целях контроля, надзора и управления движением СИМ". Так, водитель электросамоката перед началом движения должен будет через программное обеспечение на телефоне авторизоваться в этой информационной системе, что "позволит идентифицировать его и увязать водителя с конкретным СИМ, поставленным на учет". "Планируемые требования к таким мобильным устройствам сотовой связи будут позволять использовать гражданам большинство уже имеющиеся на рынке мобильные устройства сотовой связи", - говорится в пояснительной записке.

Предлагается на законодательном уровне и в правилах дорожного движения (ПДД) закрепить требования о допуске к управлению СИМ только при авторизации в этой системе. Законопроектом предлагается определить в каждом субъекте оператора этой системы. Он будет обязан создать необходимую инфраструктуру для идентификации средств индивидуальной мобильности и сбора соответствующей информации об их передвижении, обеспечить круглосуточную обработку информации, получаемой от водителей электросамокатов, осуществлять авторизацию водителей СИМ, обеспечить защиту информации и персональных данных. Кроме того, в его обязанности будет входить техническое оформление административных материалов по нарушениям ПДД водителями средств индивидуальной мобильности, получаемых с помощью системы фото- и видеофиксации.

Об информации в региональной системе

Предполагается, что состав информации, предназначенной для сбора, обработки и хранения в целях контроля, надзора и управления средств индивидуальной мобильности, а также порядок, сроки и способы представления информации оператором системы будет утверждать правительство. Такой информацией, в частности, могут быть данные о водителе СИМ, о самом средстве индивидуальной мобильности, местоположении электросамоката, скорости его движения, дате и времени начала и окончания поездки.

В случае фиксации нарушения ПДД РФ с помощью комплекса фото- и видеофиксации оператор системы будет осуществлять техническое оформление административных материалов, соотнося данные о передвижении СИМ, получаемые от мобильного устройства сотовой связи, о водителе, который авторизовался в системе, о находящемся в реестре электросамокате, который был указан при авторизации в системе. Кроме того, предполагается, что данные будут поступать и от "инфраструктуры, позволяющей идентифицировать СИМ с помощью RFID-метки, размещенной на СИМ".

"Данный механизм контроля (надзора) за движением СИМ позволит в том числе повысить самодисциплину лиц, использующих для передвижения СИМ, снизив количество случаев нарушений ими ПДД", - сказано в пояснительной записке.

Читать на tass.ru
Теги