25 АПР, 08:00

144 года на гребне волны: FESCO - о большом пути и планах на будущее

История Транспортной группы FESCO началась еще в XIX веке с регулярных рейсов на русский Дальний Восток. Шаг за шагом из морского перевозчика компания превратилась в одну из крупнейших транспортно-логистических групп России. К 144-летию группы вспоминаем ее историю и рассказываем о новых проектах

Начало большого пути

В 1880 году под руководством Общества "Добровольный флот" пароход "Москва" совершил свой первый рейс во Владивосток. Событие по-настоящему историческое - так началось регулярное товаро-пассажирское сообщение между европейской частью России и Дальним Востоком.

На том рейсе "Москвы", 25 апреля, во Владивосток приехал и агент Добровольного флота Дмитрий Есипов. Он открыл первое на Дальнем Востоке представительство компании, которую сегодня мы знаем как FESCO. А эта дата считается днем рождения всей транспортной группы.

И вот регулярные рейсы соединили восточную часть страны с европейской Россией. Сначала от Доброфлота ходили четыре парохода: "Россия", "Москва", "Петербург", "Нижний Новгород". Их приобрели на народные пожертвования в Германии. Правда, суда тогда простаивали весь зимний период из-за льдов, пока в 1894 году Общество не обзавелось штатным ледоколом "Силач".

Предприятие росло, как и количество пароходов. Уже к 1891 году Доброфлот стал главным перевозчиком грузов на Дальний Восток. А к 1904-му занял второе место после Русского общества пароходства и торговли среди отечественных компаний. 32 судна к 1914 году - количество не маленькое. 20 из них базировались на Дальнем Востоке, и почти вся деятельность Добровольного флота переключилась туда.

От Добровольного флота к международным рейсам и FESCO

Революция и Гражданская война внесли свои коррективы: многие суда Добровольного флота были уведены за рубеж или незаконно реквизированы правительствами иностранных государств. Восстановлением морского транспорта занялось уже советское правительство.

В 1924 году был создан единый всесоюзный Совторгфлот, в который вошли все сохранившиеся 128 пароходов. А контора Доброфлота во Владивостоке стала частью этого большого судоходного объединения Советского Союза. Уже в 1935 году ее переименуют в Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) - именно под этим "брендом" компания была известна во времена СССР в стране и за рубежом.

А дальше - Великая Отечественная война. ДВМП много сделало для победы. Только представьте: с 1941 по 1945 годы пароходы компании через Тихий океан и порт Владивостока доставили большую часть ленд-лизовских грузов (8,24 миллиона тонн, или 47,1% от общего объема). За это время в рейсах были потоплены 25 судов.

После войны пароходы уступили место теплоходам и дизель-электроходам. Одновременно с грузовым флотом активно развивались и пассажирские перевозки между портами Дальнего Востока. И вот, наконец, суда ДВМП вышли на международные маршруты. В 1958 году начала работу советско-японская грузовая линия Japan-Nakhodka Line (Япония-Находка Лайн – прим. ТАСС). В разгар Карибского кризиса ДВМП доставляло грузы на Кубу. А в 1967 году заработала новая линия пароходства FESCO-India Line (Феско-Индия Лайн - прим. ТАСС) с базовыми портами в Находке, Гонконге, Сингапуре, Калькутте и Мадрасе.

Тогда же, в 1967-м, ДВМП и получило международное название FESCO (Far Eastern Shipping Company - Дальневосточное морское пароходство – прим. ТАСС) и узнаваемый логотип цвета моря со стилизованной волной. В 70-80-е годы - это уже огромное предприятие с подразделениями от Приморья до Чукотки: четыре судоремонтных завода, более десятка портов и портпунктов, свыше 230 судов и 70 тысяч работников.

Курс на инновации

В начале 1990-х вместе со всей страной Дальневосточное морское пароходство прошло этап экономических реформ и 23 сентября 1992 года из государственного предприятия превратилось в акционерное общество. Впереди - новый, XX век. Для ДВМП он начался с больших преобразований.

Из морского перевозчика компания трансформируется в крупного линейно-логистического оператора - Транспортную группу FESCO. Флот обновляется контейнеровозами, балкерами, ролкерами (суда для перевозки колесной техники и автомобилей) и одним специализированным судном-снабженцем. А в 2008 году группа приобретает Владивостокский морской торговый порт.

Но самое главное - компания берет курс на интермодальные контейнерные перевозки и начинает доставлять грузы разными видами транспорта в рамках одной отправки. А еще - расширяет компетенции в перевозках "от двери до двери" и в 3PL-логистике ("логистике третьей стороны"), то есть оказывает комплексные услуги по доставке: от маркировки и упаковки до перевозки и разгрузки.

Сегодня FESCO успешно перевозит практически любые грузы. Например, доставляет тяжелое и негабаритное оборудование на строительство АЭС "Аккую" в Турции и Курскую АЭС-2, помогает сельхозпроизводителям отправлять продукцию в контейнерах на экспорт, перевозит наливные грузы, используя герметичные вкладыши, обеспечивает оперативную доставку чартерными и регулярными авиарейсами на внутрироссийских и международных направлениях. Наравне с традиционными сервисами клиентам предлагают и такие специализированные услуги, как, например, импорт автомобилей из стран Азии.

Соединяя континенты вопреки пандемии и санкциям

Несмотря на трудности, связанные с пандемией, 2020 год стал для FESCO периодом активного освоения новых направлений, в том числе международных.

Первым из них стала внешнеторговая и каботажная линия, связавшая порт Певек с Владивостоком, Китаем и Южной Кореей. Рост объемов внешней торговли между Россией и странами Азии позволил Владивостокскому морскому порту впервые в своей истории стать лидером по контейнерообороту в России.

Также Группа стала единым логистическим оператором для грузового терминала "Восточный" на строительстве АЭС "Аккую" в Турции. Одновременно был запущен морской сервис FESCO Turkey Black Sea (Феско Туркей Блэк Си - прим. ТАСС), связавший Новороссийск и Стамбул. Там же, в Турции, открылось дочернее предприятие FESCO со штаб-квартирой в городе Мерсин.

Регулярная морская линия Fesco Vietnam Direct Line (Феско Вьетнам Директ Лайн - прим. ТАСС) соединила Владивосток с портами Хошимин и Хайфон. А в Узбекистане было открыто еще одно дочернее предприятие Fesco Turan (Феско Туран - прим. ТАСС), которому поручили развитие железнодорожных перевозок в страны Центральной Азии.

Еще одно важное для экономики всей страны событие - уход западных морских перевозчиков. Тогда, два года назад, именно FESCO помогла решить задачу импортозамещения в логистике и в итоге не только получила возможность запускать сервисы на новых для себя направлениях, но и вернулась на маршруты, с которых ушла 20-30 лет назад.

Так, используя собственные суда, FESCO первой из российских компаний запустила прямой морской сервис из Китая и Индии в Санкт-Петербург через Суэцкий канал, без захода в порты Европы.

Море возможностей

FESCO не замыкается только на экономической деятельности. Компания активно участвует в жизни Приморского края и других регионов присутствия, с которыми тесно связана.

По благотворительной программе "FESCO Детям", которая проводится с 2021 года совместно с Русфондом, более 50 тяжелобольных детей с Дальнего Востока получили необходимое лечение. Кроме этого, переиздаются популярные советские детские книги - уже более 350 тысяч экземпляров. В 2023 году во Владивостоке начал работу "IT-класс FESCO", в нем могут бесплатно учиться, в том числе ребята из многодетных семей и оставшиеся без попечения родителей.

С 2020 года FESCO проводит в Приморье грантовый конкурс "Море возможностей": некоммерческие организации и волонтеры могут получить до 500 тысяч рублей на проекты, посвященные защите окружающей среды, благоустройству, развитию и популяризации спорта, сохранению культурного наследия. За время существования конкурса FESCO уже поддержала добрые идеи приморцев на сумму более 40 миллионов рублей.

Дружит Группа и с ведущими музеями страны: Третьяковской галереей, Русским музеем, Пушкинским. Например, в прошлом году в историческом здании Дальневосточного морского пароходства во Владивостоке открылось общественное пространство "Третьяковки" с библиотекой, лекторием, зоной коворкинга и кинопоказов. А в 2024-м в Томском госуниверситете при поддержке FESCO появился кабинет Пушкинского музея.

С 2023 года FESCO возглавляет Приморское представительство Национального совета корпоративного волонтерства (НСКВ). А собственная команда волонтеров компании успевает участвовать в огромном количестве акций и проектов.

Большое плавание

Сегодня FESCO - одна из крупнейших российских транспортных групп с активами в сфере морского, железнодорожного, портового и терминального бизнеса. Суда компании работают в четырех из пяти морских бассейнов России, а также во всех частях Мирового океана: в Тихом, Северном Ледовитом, Атлантическом, Индийском и даже Южном - специализированное судно "Василий Головнин" ежегодно обслуживает индийские научные станции в Антарктиде.

Флот FESCO состоит из более чем 30 судов. В планах - расширение: так, Группа уже получила партию из шести новых контейнеровозов с китайской верфи. Назвать их решили в честь исторических судов и легендарных капитанов Дальневосточного морского пароходства.

А этой весной, прямо накануне "дня рождения", FESCO стала победителем в номинации "Лучшая судоходная компания, осуществляющая морские сухогрузные перевозки" ежегодного конкурса "Лидер отрасли", который проводит Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

"Это не только почетная награда, но и признание слаженной работы всего коллектива. Усилия наших сотрудников были направлены на постоянное совершенствование логистических услуг, организацию новых маршрутов и предоставление максимально качественного сервиса для наших клиентов", - рассказал председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов.

В 2023 году началась новая глава в истории Группы - Президент России Владимир Путин подписал указ о передаче акций ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (головная компания FESCO) Госкорпорации "Росатом". Это открывает для FESCO еще больше перспектив и возможностей для экспансии на новые рынки и развития стратегически важных для России логистических маршрутов.

Смотреть в будущее, не забывая при этом об истории и о людях, которые ее пишут, - такой принцип помогает FESCO оставаться на волне уже почти полтора века.

 

Реклама. ПАО "Дальневосточное морское пароходство"

Читать на tass.ru