25 апреля, 08:00
Партнерский материал

144 года на гребне волны: FESCO - о большом пути и планах на будущее

Контейнеры FESCO. Архив ДВМП
Контейнеры FESCO
История Транспортной группы FESCO началась еще в XIX веке с регулярных рейсов на русский Дальний Восток. Шаг за шагом из морского перевозчика компания превратилась в одну из крупнейших транспортно-логистических групп России. К 144-летию группы вспоминаем ее историю и рассказываем о новых проектах

Начало большого пути

В 1880 году под руководством Общества "Добровольный флот" пароход "Москва" совершил свой первый рейс во Владивосток. Событие по-настоящему историческое - так началось регулярное товаро-пассажирское сообщение между европейской частью России и Дальним Востоком.

На том рейсе "Москвы", 25 апреля, во Владивосток приехал и агент Добровольного флота Дмитрий Есипов. Он открыл первое на Дальнем Востоке представительство компании, которую сегодня мы знаем как FESCO. А эта дата считается днем рождения всей транспортной группы.

И вот регулярные рейсы соединили восточную часть страны с европейской Россией. Сначала от Доброфлота ходили четыре парохода: "Россия", "Москва", "Петербург", "Нижний Новгород". Их приобрели на народные пожертвования в Германии. Правда, суда тогда простаивали весь зимний период из-за льдов, пока в 1894 году Общество не обзавелось штатным ледоколом "Силач".

Предприятие росло, как и количество пароходов. Уже к 1891 году Доброфлот стал главным перевозчиком грузов на Дальний Восток. А к 1904-му занял второе место после Русского общества пароходства и торговли среди отечественных компаний. 32 судна к 1914 году - количество не маленькое. 20 из них базировались на Дальнем Востоке, и почти вся деятельность Добровольного флота переключилась туда.

От Добровольного флота к международным рейсам и FESCO

Революция и Гражданская война внесли свои коррективы: многие суда Добровольного флота были уведены за рубеж или незаконно реквизированы правительствами иностранных государств. Восстановлением морского транспорта занялось уже советское правительство.

Здание управления Добровольного флота во Владивостоке, 1916 год. Архив ДВМП
Здание управления Добровольного флота во Владивостоке, 1916 год

В 1924 году был создан единый всесоюзный Совторгфлот, в который вошли все сохранившиеся 128 пароходов. А контора Доброфлота во Владивостоке стала частью этого большого судоходного объединения Советского Союза. Уже в 1935 году ее переименуют в Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) - именно под этим "брендом" компания была известна во времена СССР в стране и за рубежом.

А дальше - Великая Отечественная война. ДВМП много сделало для победы. Только представьте: с 1941 по 1945 годы пароходы компании через Тихий океан и порт Владивостока доставили большую часть ленд-лизовских грузов (8,24 миллиона тонн, или 47,1% от общего объема). За это время в рейсах были потоплены 25 судов.

После войны пароходы уступили место теплоходам и дизель-электроходам. Одновременно с грузовым флотом активно развивались и пассажирские перевозки между портами Дальнего Востока. И вот, наконец, суда ДВМП вышли на международные маршруты. В 1958 году начала работу советско-японская грузовая линия Japan-Nakhodka Line (Япония-Находка Лайн – прим. ТАСС). В разгар Карибского кризиса ДВМП доставляло грузы на Кубу. А в 1967 году заработала новая линия пароходства FESCO-India Line (Феско-Индия Лайн - прим. ТАСС) с базовыми портами в Находке, Гонконге, Сингапуре, Калькутте и Мадрасе.

Тогда же, в 1967-м, ДВМП и получило международное название FESCO (Far Eastern Shipping Company - Дальневосточное морское пароходство – прим. ТАСС) и узнаваемый логотип цвета моря со стилизованной волной. В 70-80-е годы - это уже огромное предприятие с подразделениями от Приморья до Чукотки: четыре судоремонтных завода, более десятка портов и портпунктов, свыше 230 судов и 70 тысяч работников.

Курс на инновации

В начале 1990-х вместе со всей страной Дальневосточное морское пароходство прошло этап экономических реформ и 23 сентября 1992 года из государственного предприятия превратилось в акционерное общество. Впереди - новый, XX век. Для ДВМП он начался с больших преобразований.

Из морского перевозчика компания трансформируется в крупного линейно-логистического оператора - Транспортную группу FESCO. Флот обновляется контейнеровозами, балкерами, ролкерами (суда для перевозки колесной техники и автомобилей) и одним специализированным судном-снабженцем. А в 2008 году группа приобретает Владивостокский морской торговый порт.

Но самое главное - компания берет курс на интермодальные контейнерные перевозки и начинает доставлять грузы разными видами транспорта в рамках одной отправки. А еще - расширяет компетенции в перевозках "от двери до двери" и в 3PL-логистике ("логистике третьей стороны"), то есть оказывает комплексные услуги по доставке: от маркировки и упаковки до перевозки и разгрузки.

Сегодня FESCO успешно перевозит практически любые грузы. Например, доставляет тяжелое и негабаритное оборудование на строительство АЭС "Аккую" в Турции и Курскую АЭС-2, помогает сельхозпроизводителям отправлять продукцию в контейнерах на экспорт, перевозит наливные грузы, используя герметичные вкладыши, обеспечивает оперативную доставку чартерными и регулярными авиарейсами на внутрироссийских и международных направлениях. Наравне с традиционными сервисами клиентам предлагают и такие специализированные услуги, как, например, импорт автомобилей из стран Азии.

Соединяя континенты вопреки пандемии и санкциям

Несмотря на трудности, связанные с пандемией, 2020 год стал для FESCO периодом активного освоения новых направлений, в том числе международных.

Первым из них стала внешнеторговая и каботажная линия, связавшая порт Певек с Владивостоком, Китаем и Южной Кореей. Рост объемов внешней торговли между Россией и странами Азии позволил Владивостокскому морскому порту впервые в своей истории стать лидером по контейнерообороту в России.

Контейнеровоз FESCO. Архив ДВМП
Контейнеровоз FESCO

Также Группа стала единым логистическим оператором для грузового терминала "Восточный" на строительстве АЭС "Аккую" в Турции. Одновременно был запущен морской сервис FESCO Turkey Black Sea (Феско Туркей Блэк Си - прим. ТАСС), связавший Новороссийск и Стамбул. Там же, в Турции, открылось дочернее предприятие FESCO со штаб-квартирой в городе Мерсин.

Регулярная морская линия Fesco Vietnam Direct Line (Феско Вьетнам Директ Лайн - прим. ТАСС) соединила Владивосток с портами Хошимин и Хайфон. А в Узбекистане было открыто еще одно дочернее предприятие Fesco Turan (Феско Туран - прим. ТАСС), которому поручили развитие железнодорожных перевозок в страны Центральной Азии.

Архив ДВМП

Еще одно важное для экономики всей страны событие - уход западных морских перевозчиков. Тогда, два года назад, именно FESCO помогла решить задачу импортозамещения в логистике и в итоге не только получила возможность запускать сервисы на новых для себя направлениях, но и вернулась на маршруты, с которых ушла 20-30 лет назад.

Так, используя собственные суда, FESCO первой из российских компаний запустила прямой морской сервис из Китая и Индии в Санкт-Петербург через Суэцкий канал, без захода в порты Европы.

Море возможностей

FESCO не замыкается только на экономической деятельности. Компания активно участвует в жизни Приморского края и других регионов присутствия, с которыми тесно связана.

По благотворительной программе "FESCO Детям", которая проводится с 2021 года совместно с Русфондом, более 50 тяжелобольных детей с Дальнего Востока получили необходимое лечение. Кроме этого, переиздаются популярные советские детские книги - уже более 350 тысяч экземпляров. В 2023 году во Владивостоке начал работу "IT-класс FESCO", в нем могут бесплатно учиться, в том числе ребята из многодетных семей и оставшиеся без попечения родителей.

С 2020 года FESCO проводит в Приморье грантовый конкурс "Море возможностей": некоммерческие организации и волонтеры могут получить до 500 тысяч рублей на проекты, посвященные защите окружающей среды, благоустройству, развитию и популяризации спорта, сохранению культурного наследия. За время существования конкурса FESCO уже поддержала добрые идеи приморцев на сумму более 40 миллионов рублей.

Дружит Группа и с ведущими музеями страны: Третьяковской галереей, Русским музеем, Пушкинским. Например, в прошлом году в историческом здании Дальневосточного морского пароходства во Владивостоке открылось общественное пространство "Третьяковки" с библиотекой, лекторием, зоной коворкинга и кинопоказов. А в 2024-м в Томском госуниверситете при поддержке FESCO появился кабинет Пушкинского музея.

Погрузка рефрижераторного контейнера Dalreftrans (входит в FESCO). Архив ДВМП
Погрузка рефрижераторного контейнера Dalreftrans (входит в FESCO)

С 2023 года FESCO возглавляет Приморское представительство Национального совета корпоративного волонтерства (НСКВ). А собственная команда волонтеров компании успевает участвовать в огромном количестве акций и проектов.

Большое плавание

Сегодня FESCO - одна из крупнейших российских транспортных групп с активами в сфере морского, железнодорожного, портового и терминального бизнеса. Суда компании работают в четырех из пяти морских бассейнов России, а также во всех частях Мирового океана: в Тихом, Северном Ледовитом, Атлантическом, Индийском и даже Южном - специализированное судно "Василий Головнин" ежегодно обслуживает индийские научные станции в Антарктиде.

Флот FESCO состоит из более чем 30 судов. В планах - расширение: так, Группа уже получила партию из шести новых контейнеровозов с китайской верфи. Назвать их решили в честь исторических судов и легендарных капитанов Дальневосточного морского пароходства.

А этой весной, прямо накануне "дня рождения", FESCO стала победителем в номинации "Лучшая судоходная компания, осуществляющая морские сухогрузные перевозки" ежегодного конкурса "Лидер отрасли", который проводит Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

"Это не только почетная награда, но и признание слаженной работы всего коллектива. Усилия наших сотрудников были направлены на постоянное совершенствование логистических услуг, организацию новых маршрутов и предоставление максимально качественного сервиса для наших клиентов", - рассказал председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов.

В 2023 году началась новая глава в истории Группы - Президент России Владимир Путин подписал указ о передаче акций ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (головная компания FESCO) Госкорпорации "Росатом". Это открывает для FESCO еще больше перспектив и возможностей для экспансии на новые рынки и развития стратегически важных для России логистических маршрутов.

Смотреть в будущее, не забывая при этом об истории и о людях, которые ее пишут, - такой принцип помогает FESCO оставаться на волне уже почти полтора века.

 

Реклама. ПАО "Дальневосточное морское пароходство"