"Я знаю про фестиваль, ты знаешь про фестиваль, давай это обсудим"
На площадке фестиваля потерялся ребенок. Ему лет шесть, он напуган, плачет и не отвечает на вопросы. Что делать?
Это учебная задачка для волонтеров. Ребята в ярких футболках с надписями "Могу помочь!" делятся на группы и советуются. Слышны голоса:
— Я бы с ним поговорила. Например: как дела?
— Мы должны войти в доверие к ребенку.
— Не напугать его, присесть на уровень его роста…
— Спросить, где он был.
— Вообще, самое первое — сообщить куратору. Нам главное — не упустить ребенка и не напугать его еще сильнее…
Дети на площадке действительно теряются. "Не могу сказать, что часто, но это происходит, — говорит исполнительный директор VK Fest Злата Колотвина. — Так как я сама мама, всегда в этих случаях переживаю". У волонтера Романа это случилось в его первый же день — на фестивале в 2022 году. Подошла женщина с ребенком, сказала, что встретила его здесь, — мальчик потерял своих родных из виду. Первым делом в такой ситуации надо сообщить куратору — он есть у каждого волонтера. А пока он связывается с полицией и командой фестиваля, отвлекать малыша. "Мальчик был зажат, расстроен. Я сделал, как сделал бы в жизни — присел на коленки, спросил: а где ты был, а что там было, — рассказывает Роман. — Не нужно придумывать никаких тем. Я знаю про фестиваль, ты знаешь про фестиваль, мы здесь встретились, давай это обсудим".
Обычно дети находятся быстро: на площадках фестиваля есть места встречи, при необходимости делают объявления со сцены. А еще волонтеры всегда предлагают надеть на руку ребенку бумажный браслетик, на котором будет написан телефон взрослого.
Роман оканчивает первый курс юридического факультета, и это будет третий его VK Fest. Он волонтерит с 2018 года и называет это своим стилем жизни. Во время пандемии разносил продукты пожилым людям. "Ходили с коробками еды, в перчатках, в средствах индивидуальной защиты… Очень жарко было летом, но мы справились", — вспоминает он. А в 2022 году пришел на VK Fest, потому что "это крутое мероприятие". Тогда его впервые проводили в Москве, в Парке Горького. В первый же день Роман прошел 35 тыс. шагов. "Я, конечно, знал, что это большой парк, но что столько надо будет ходить, не ожидал! — смеется он. — У нас в штабе ко второму дню почти вся вода кончилась. Воду, чай пьем обязательно — когда общаешься с людьми, горло пересыхает".
В этом году в Москве фестиваль проходит в Лужниках, его площадка займет 150 га. У каждого волонтера будет карта, плюс есть приложение с основными точками, но обойти это пространство все-таки нужно заранее. "Мы ножками проходим все, — говорит Злата Колотвина. — Лучше увидеть своими глазами. Чтобы обойти основные точки в Лужниках, потребуется пара часов".
"Не бывает человека, который не нужен"
— Уважаемые посетители, просим подойти в пункт сбора! Сохраняем спокойствие! — повторяет в мегафон девушка с красивыми глазами.
Это отработка эвакуации, которая может понадобиться при любой чрезвычайной ситуации, включая теракт. "Это все что угодно, включая обострение белой горячки у сантехника дяди Васи, который решил, что вокруг враги, — смеется инструктор Алексей Малов. — Любая служба безопасности удаляет гражданских, локализует опасность и дальше начинает ее ликвидировать".
Волонтеры, конечно, не должны участвовать в ликвидации, их задача — помочь гостям эвакуироваться. Без указаний в стрессе люди легко могут заблудиться, и их надо направлять.
Алексей Малов — советник руководителя Всероссийского студенческого корпуса спасателей (ВСКС) по образованию и практической подготовке. У него на поясе висит аптечка, он 30 лет работает на ликвидациях чрезвычайных ситуаций — начиная с первой чеченской кампании и заканчивая терактом в "Крокус сити холле". Такой уровень обучения безопасности у волонтеров VK Fest впервые. "В каждом городе мы увеличиваем количество входов, чтобы уменьшить очереди, проводим больше досмотровых мероприятий, — говорит руководитель оргштаба фестиваля Дмитрий Подольский. — Особое внимание — охране периметра".
В первый раз волонтеры совершают ошибку: направив "посетителей", уходят со своих мест, не предупредив кураторов. "А если там еще люди, кто им дорогу покажет? Руководство телепатией не обладает, они будут думать, что вы там, и рассчитывать на вас, — объясняет Алексей Малов. — Вы — часть большой системы. И даже если вам кажется, что ваша роль не очень значительная, я вас уверяю — не бывает человека, который не нужен. Раз его сюда поставили — значит, на него рассчитывали". Исключение — явная угроза жизни волонтера. Но и тогда, оказавшись в безопасности, он должен сообщить куратору, что покинул точку.
Упражнение повторяется, и одна из "посетительниц" с криком "У меня там ребенок!" сбегает с дороги на газон. Волонтер бежит за ней. Это тоже ошибка. "У вас идут 100 человек, вы им указываете дорогу. Из них нашелся один, который убежал, и все бросились его ловить. В это время 99 оставшихся заходят в совершенно другое место", — поясняет второй инструктор ВСКС, Леонид Белов.
Важно не просто вывести людей на верную дорожку, но и проводить их в пункт сбора, где ждут психологи и врачи. "Почему? Организатор мероприятия знает, сколько там было людей. Чем раньше поймут, что кто-то остался, тем раньше к ним придет помощь, тем больше шансов, что с ними все будет хорошо", — говорит Алексей Малов.
Ребятам специально не просто читают лекцию о том, что делать при чрезвычайной ситуации, а дают прожить и проанализировать ее. Как объясняют инструкторы, если делать регулярно, появляются навыки на мышечном уровне. Обучаясь таким вещам, волонтеры надеются, что это не пригодится. Но если что-то плохое все же произойдет, эти знания могут помочь кому-то спастись.
А вот что точно случается на таких мероприятиях — это головокружение или даже обмороки от жары. Лето, людей много, кому-то может стать плохо. Поэтому на фестивале всегда дежурят машины скорой помощи. Особенно около тех сцен, где скапливается самая большая аудитория. "Когда волонтеры выходят на площадку, они видят: на обучении обещали столько-то скорых — а их даже больше, обещали огнетушители у каждого стенда — и они есть, — говорит Дмитрий Подольский. — Из этих факторов складывается доверие: значит, и другие меры приняты".
"Мы лицо фестиваля"
День волонтера на фестивале начинается в 8 утра, за несколько часов до открытия. Заканчивается — в 10–11 вечера. "Приходя домой, я каждый раз просто сразу падаю в кровать", — говорит Роман.
Работа на площадке — это постоянное общение: за что бы доброволец ни отвечал, к нему могут подойти с любым вопросом. Дарья, первокурсница Московского международного университета, в прошлом году надевала детям на руки те самые браслеты с номерами телефонов родителей. "Люди подходили, спрашивали, где какая сцена, где какие артисты выступают, — вспоминает она. — Я научилась взаимодействовать с большим количеством людей. Надо выслушать человека не спеша, услышать вопрос, проводить его куда-то".
В этом году Дарья будет волонтерить здесь во второй раз. Для нее VК Fest — способ получить опыт в сфере организации мероприятий: она учится на направлении "медиакоммуникации" и хочет этим заниматься. А еще это возможность услышать любимых исполнителей. Правда, их волонтеры не слушают, а именно слышат — перебегая с одного задания на другое.
Когда посетителей много, среди них наверняка найдется кто-то грубый или агрессивный. "Мы лицо фестиваля, мы не можем развернуться и уйти или ответить на агрессию агрессией, — объясняет Роман. — Если мне грубят, я могу сказать: "Погодите, а вы на зоне семьи-то были? Как не были, идите скорее туда, там такие активности, может, вам понравится?" То есть перенаправляю на нейтральную тему. Человек остывает, и вопрос решен".
Многие ребята, как Дарья и Роман, возвращаются волонтерить на VК Fest во второй и третий раз. А в других городах организаторы сотрудничают с местными добровольческими организациями — участие в таком крупном мероприятии помогает им развиваться. "На фестивале люди улыбаются, можно от них набраться энергии, — говорит Дарья. — Только под конец, когда ноги уже болят, появляется усталость. Но ноги поболят и пройдут, а воспоминания останутся".
VК Fest стартует 1 июня в Уфе, продолжится 8 июня в Красноярске, 15 июня в Сириусе (Сочи), 29–30 июня в Петербурге и завершится 13–14 июля в Москве. Подробнее о нем и о других летних фестивалях — в нашем материале.