МОСКВА, 7 июня. /ТАСС/. Дети, звонящие в службу "Детский телефон доверия", стали чаще жаловаться на проблемы со здоровьем, в том числе психическим, и реже на внутрисемейные неурядицы, сообщили ТАСС в пресс-службе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
Служба "Детский телефон доверия" является частью Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы системы образования РФ, созданного на базе МГППУ. За 2023 год ее сотрудники приняли 38 971 обращений от звонивших в возрасте 5-18 лет. Количество обращений в среднем осталось на прежнем уровне, а вот причины беспокойства абонентов изменились, уточнили в вузе.
"В 2023 году стало меньше обращений о проблемах внутри семьи (20,84% в 2023 году против 23% в 2022 году) и о проблемах с друзьями (11,2% против 14%). Но стало больше обращений о проблемах со здоровьем (14,25% против 12%)", - уточнили в вузе.
Вопросы здоровья, волновавшие абонентов, касались в основном проблем психического и соматического характера, а также особенностей подросткового развития и темы инвалидности. Более половины звонивших находились на момент разговора в состоянии стресса и хронических эмоциональных перегрузок. Психологи также отметили распространенность посттравматического стрессового расстройства, которое у молодых людей проявлялось в формах разочарования и одиночества, ожидания угрозы, отчуждения, нарушения сна, вспышек гнева и других состояний.
Суицидальное поведение
Психологи отметили рост сообщений о суицидальном и так называемом самоповреждающем поведении (7,69% в 2023 году против 6,4% в 2022 году). Намеренное причинение себе травм подростки используют, в том числе для регулирования своих эмоций и привлечения внимания. Такие проявления могут быть вызваны психологическими травмами и требуют внимания специалистов, сообщили в МГППУ.
"Количество звонков в нашу службу по вопросам суицидальных мыслей и намерений выросло на 0,7% по сравнению с предыдущим годом. Трудно определить главную причину суицидального и самоповреждающего поведения в обращениях абонентов. Люди могут говорить о проблемах в учебе, отношениях с противоположным полом, непонимании с родителями, травмах, буллинге. Но объединяет эти обращения то, что человек воспринимает проблему как катастрофу и у него есть определенные черты характера, такие как <…> [категоричное] мышление, чувство безнадежности и беспомощности, вспыльчивость", - уточнила заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ МГППУ Анна Ермолаева, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
Рост доверия к психологам
Среди сложных жизненных ситуаций, в которых оказывались звонившие, чаще звучали потеря близкого человека, плохое отношение со стороны родителей, других родственников и друзей, горе от потери домашнего животного, ценных вещей или важных документов и другие.
"Количество обращений и их рост в отдельных тематических категориях могут говорить, в том числе о растущей осведомленности людей о возможности получения дистанционной психологической помощи, об увеличении доверия к профессиональным психологам и готовности делиться своими переживаниями и работать с ними", - считают в МГППУ.