ВЛАДИКАВКАЗ, 10 июля. /ТАСС/. Древние святилища, находящиеся на территории Северной Осетии, внесут в реестр охраняемых памятников духовного наследия и утвердят особые правила поведения в них. Об этом сообщил глава республики Сергей Меняйло журналистам на ежегодной пресс-конференции.
"Я выйду с инициативой, чтобы наряду с памятниками культурного наследия [внесли в реестр охраняемых объектов] памятники духовного наследия, - сказал Меняйло. - Примем местный закон, по нему будут особые правила посещения, которые мы на основании этого закона установим. Именно речь идет о духовном наследии нашего народа".
По его словам, осетинские святилища являются сакральными, и на их территории имеются определенные запреты, которые нужно соблюдать.
"Дзуӕрттӕ ("святилища" на осетинском языке - прим. ТАСС) - места поклонения, <…> которые имеют для нас сакральное значение. И если в одном месте можно себя так вести, то в другом месте так вести себя нельзя. Роща Хетага, Реком - вот такие места, сакральные для нас, для нашей национальной культуры. Исторически знаковые места, намоленные", - пояснил руководитель региона.
О святилищах
Святилища сосредоточены преимущественно в горных территориях и представляют из себя природные храмы, которые не ограничиваются каким-либо строением.
Так, в Цейском ущелье республики на высоте 1,8 тыс. м над уровнем моря находится ценнейший историко-архитектурный памятник - святилище Реком ("солнечное ущелье" или "осетинское ущелье"). Он известен не только окружающей природной красотой (что тоже входит в понятие святого места), но и тем, что является единственным памятником деревянного зодчества на Северном Кавказе, поражающим своей самобытностью. Реком представляет собой деревянный сруб из бревен значительной толщины, построенный без единого гвоздя или металлического крепления. Двускатная крыша, поддерживаемая с обеих сторон живописными деревянными колоннами, резной работы фигуры, узорчатая металлическая дверь - все говорит о таланте древних мастеров.
Время создания святилища Реком в большинстве исторических справок датируется периодом кобанской культуры.
Женщинам вход разрешен только до определенной части святилища. Также в святом месте запрещено употреблять свинину, алкогольные напитки и появляться в неподобающем виде.