Успех операции "Багратион"
Идея проведения "Парада побежденных" была подана германской пропагандой. Среди трофейной кинохроники были найдены ленты с маршем немецких солдат на фоне слов диктора о том, что солдаты рейха прошли по улицам многих столиц, а скоро пройдут и по Москве. Кроме того, большой парад в советской столице был обещан в листовках, которые немецкие самолеты сбрасывали над Москвой в ходе авиационных налетов летом 1941 года.
В июне-июле 1944 года в ходе первого этапа Белорусской стратегической наступательной операции "Багратион" Красная армия уничтожила белорусскую группировку противника. Была разгромлена попавшая в котел 4-я германская армия, десятки тысяч немецких военнослужащих сдались в плен. Гитлеровская пропаганда всячески занижала и маскировала потери в Белоруссии. Чтобы продемонстрировать истинный масштаб поражения вермахта, советское командование приняло решение провести маршем через Москву значительную часть военнопленных, захваченных в боях за Витебск, Минск, Бобруйск и другие населенные пункты Белорусской ССР.
Для участия в конвоировании в столицу СССР доставили 57 600 военнопленных, в том числе более 1 тыс. офицеров и 19 генералов. Большая часть прибыла в столицу 1 июля 1944 года, некоторые — накануне мероприятия, вечером 16 июля 1944 года. Пленных немцев выгружали на станции Москва-Товарная Западной железной дороги (ныне — Москва-Товарная-Смоленская). Для их размещения на Московском ипподроме и стадионе "Динамо" были организованы специальные лагеря.
Как проходило конвоирование
Утром в день "парада" по радио дважды передали извещение за подписью начальника милиции Москвы — комиссара милиции 2-го ранга Виктора Романченко. Извещение, опубликованное также в газете "Правда", гласило: "Управление милиции города Москвы доводит до сведения граждан, что 17 июля через Москву будет проконвоирована направляемая в лагеря для военнопленных часть немецких военнопленных рядового и офицерского состава в количестве 57 600 человек из числа захваченных за последнее время войсками Красной армии 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов. В связи с этим 17 июля с 11 часов утра движение транспорта и пешеходов по маршрутам следования военнопленных <...> будет ограничено. Граждане обязаны соблюдать установленный милицией порядок и не допускать каких-либо выходок по отношению к военнопленным".
В 11:00 мск пленные, выстроенные колоннами по 600 человек (20 человек по фронту), в сопровождении вооруженных пеших и конных конвоиров двинулись от ипподрома по Ленинградскому шоссе и далее по улице Горького (ныне — Тверская). Конвоем руководил командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Павел Артемьев. На площади Маяковского шествие разделилось. 42 тыс. военнопленных были направлены по часовой стрелке по Садовому кольцу до Курского вокзала. Остальные 15 600 пленных направились по Садовому кольцу против часовой стрелки к станции Канатчиково Московской окружной железной дороги (ныне — Малого кольца Московской железной дороги). Шествие первой группы продолжалось около двух с половиной часов, вторая находилась в движении почти четыре с половиной часа. За колоннами военнопленных следовали поливочные и моечные автомобили, очищая московский асфальт от следов побежденных захватчиков. "Парад" завершился к 19:00 мск, с Курского вокзала и станции Канатчиково пленные были отправлены по железной дороге в лагеря.
За конвоированием наблюдали представители иностранных дипломатических миссий, советских и зарубежных средств массовой информации. Сотни тысяч москвичей и гостей столицы выстроились плотной стеной на тротуарах и обочинах по маршруту следования колонн. Многочисленные зрители теснились на балконах зданий и даже на крышах припаркованных троллейбусов.
По итогам мероприятия Государственный комитет обороны составил для главы Советского государства Иосифа Сталина доклад за подписью наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. В докладе сообщалось, что при прохождении колонн "население вело себя организованно". Согласно документу, "были многочисленные восторженные возгласы и приветствия в честь Красной армии, нашего Верховного Главнокомандования и в честь генералов и офицеров Красной армии", а также "большое количество антифашистских выкриков". О каких-либо происшествиях не сообщалось.
Аналогичный московскому "Парад побежденных" состоялся также в Киеве 16 августа 1944 года. Тогда через столицу Украинской ССР прошли под конвоем 39,6 тыс. военнопленных немцев.
Освещение в кинохронике и печати
События 17 июля 1944 года в столице фиксировала на пленку группа из 13 кинооператоров. В их числе были фронтовые операторы Иван Беляков, Михаил Глидер, Роман Кармен, Борис Эйберг и другие. Отснятый материал лег в основу специального выпуска кинохроники Центральной студии документальных фильмов "Проконвоирование военнопленных немцев через Москву".
18 июля газета Вооруженных сил СССР "Красная звезда" напечатала заметку писателя и военкора Василия Ильенкова "Пленные немцы на улицах Москвы". В тот же день в "Известиях" был помещен материал Н. Козева, который приводил высказывания прошедших по улицам столицы пленных немецких офицеров, — те скептически оценивали сообщения гитлеровской пропаганды, занизившей масштаб поражения в Белоруссии. 19 июля 1944 года в газете "Правда" были опубликованы посвященные "Параду побежденных" заметки писателей и публицистов Леонида Леонова и Бориса Полевого "Немцы в Москве" и "Они увидели Москву", а также стихотворение поэта Демьяна Бедного "Страшнее нет суда...".
По материалам "ТАСС-Досье"