ПЕТРОЗАВОДСК, 30 июля. /ТАСС/. Финские оккупанты клеймили здоровых детей в концентрационных лагерях на территории Карелии во время Великой Отечественной войны. Об этом рассказали свидетели по делу о признании военных преступлений финских захватчиков геноцидом советского народа, соответствующее заявление прокурора региона рассматривается в Верховном суде республики.
"Клеймо круглой формы диаметром около 1 см. В тот момент мама держала меня на руках, я очень испугался, закричал и от сильной боли потерял сознание. Как мне в дальнейшем рассказали родители, финские военные таким образом клеймили только здоровых детей. Возможно, для того чтобы при необходимости использовать кровь детей для нужд финской армии или с целью вывезти здоровых детей карелов на территорию Финляндии. Шрам от ожога сохранился на моем бедре на всю жизнь", - зачитала судья письменные показания одного из свидетелей по делу.
В частности, на заседании Верховного суда Карелии 30 июля были допрошены жители Олонецкого района, на территории которого также были концентрационные лагеря для гражданского населения. "Я еще являюсь председателем олонецкого районного совета ветеранов, у меня есть такая категория как малолетние узники. Маленьких детей забирали без родителей, куда-то уводили, ставили клеймо и потом приводили обратно в бараки", - сообщила суду архивист Олонецкого муниципального архива Маргарита Прохорова.
Кроме того, допрошенные свидетели рассказали о расстрелах, которым финны подвергали узников концлагерей, в том числе несовершеннолетних.
"Две девушки были в лагере "Алавойнен" в поселке Ильинский, вышли за ограду за тем, чтобы набрать какой-то травы. Их поймали финны, одну девушку очень сильно избили, одну - избили и застрелили на глазах у всех. И есть страшная история, которая зафиксирована в нескольких источниках, о том, как пятеро мальчишек, уже когда был освобожден город Олонец, наши войска двигались освобождать, эти мальчишки вышли за территорию лагеря, пытались пройти в войска. Финны их поймали, зверски замучили, троих расстреляли", - сообщила представитель одного из олонецких поисковых отрядов, уточнив, что малолетним узникам было около 12 лет.
Тактика выжженной земли
Свидетели по делу также рассказали о тактике выжженной земли при отступлении финских войск из Карелии. Отступая, захватчики часто уничтожали целые населенные пункты.
"Сжигали все деревни полностью, оставляли за собой костры, люди возвращались обратно, а жилых домов уже не было. Оставались буквально один-два дома. <...> Уводили скот, пытались технику вывезти, которая еще оставалась. <...> Финны даже угоняли людей с собой, вот, военнопленных из лагеря №17 погнали по дороге, кто падал, просто расстреливали", - сообщила Маргарита Прохорова.
На первом заседании по делу 19 июля прокурор республики, в частности, заявил о том, что финскими захватчиками в Карелии были разрушены города, деревни, многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Общая сумма ущерба, причиненного оккупацией хозяйству и инфраструктуре региона, в переводе на современный курс рубля составляет более 20 трлн.
Из заявления прокурора Карелии
Советская Карелия подверглась нападению немецко-фашистских захватчиков и их пособников в первые дни войны. С осени 1941 года и до конца июня 1944-го две трети самой экономически развитой части территории региона находились под оккупацией Финляндии - союзницы нацистской Германии.
В период оккупации в республике было создано свыше 100 концентрационных и трудовых лагерей для гражданского населения и советских военнопленных. К концу 1941 года в них находились более 20 тыс. человек (преимущественно женщины, старики и дети), в апреле 1942 года их количество достигло почти 24 тыс. В дальнейшем общая численность содержавшихся в концлагерях узников колебалась от 15 до 18 тыс., что составляло около 20% всего попавшего в оккупацию населения.
За время финской оккупации только в петрозаводских концлагерях погибли свыше 7 тыс. узников. Всего убиты и замучены 8 тыс. мирных граждан, в финских и немецких лагерях погибли более 18 тыс. советских военнопленных.
Ранее аналогичные заявления рассмотрели суды 21 региона РФ.