25 августа, 11:00
Статья

"Думаете, работа хорошая?" Как девушки — машинисты метро разрушают стереотипы

В последние годы все больше женщин выбирают профессию машиниста электропоезда. Александра Кабак и Ирина Кинсбурская, работающие на Некрасовской линии Московского метрополитена, рассказали ТАСС, как любовь к работе, упорство и поддержка коллектива помогают справляться с трудностями и разрушать стереотипы
Ирина Кинсбурская и Александра Кабак. Валерия Косилова/ ТАСС
Ирина Кинсбурская и Александра Кабак

Тяга с детства

Несмотря на сложности, женщины, выбравшие эту профессию, находят в ней истинное удовольствие. Ирина в детстве увлекалась поездами и железной дорогой, и, как только появилась возможность стать машинистом, она сразу же решила попробовать. "У меня в детстве было три больших интереса: поезда, железная дорога, метрополитен — это один. А также медицина и искусство живописи. Во всех трех сферах, в общем, я поработала. Но самое большое удовольствие мне приносит именно работа машинистом электропоезда", — признается она. По ее мнению, коллектив играет огромную роль в становлении новых машинистов. "У нас коллектив хороший, нас встретили очень хорошо. Ребята и инструктора очень классные, правда, у нас открытые и прекрасные отношения", — говорит Ирина. Эта поддержка помогает справляться с трудностями и не сдаваться в сложные моменты. А их, как отмечают сами девушки, бывает немало: и на этапе обучения, и в первые месяцы работы.

"Я приехала издалека — 4 тыс. км, Крайний Север. Это был спонтанный переезд. Я понимала, что целенаправленно пойду учиться на машиниста", — рассказывает Александра. По ее словам, большинство людей не осознает, насколько требовательной может быть эта профессия. Машинисты обязаны соблюдать расписание до минуты. "Тут график поминутный, ты можешь заступать в 08:03, 09:15. Тут настолько ты становишься пунктуальным, тут важна каждая секунда", — говорит девушка. Она поняла, как важно любить свою работу, после первой ознакомительной поездки в кабине машиниста. "Машинист уже взрослый был, и вот он нам: "А чего пришли-то вообще? Думаете, работа хорошая? Платят мало, работать сложно, много переработок, работать некому, да вы еще и девочки". Я спросила у него, сколько он уже работает, и он ответил, что 12 лет. Я ему сказала: "А чего тут сидите?" — вспоминает Александра. Ирина подтвердила слова коллеги, сказав, что в такой профессии очень важна любовь к своему делу: "Если действительно нравится, но просто тяжело, то надо перетерпеть вот этот момент, и будет все прекрасно", — уверена машинист.

Ирина Кинсбурская. Валерия Косилова/ ТАСС
Ирина Кинсбурская

Сегодня в депо, где работают собеседницы агентства, уже почти 20 женщин, что составляет 10% штата. "Для девушки эта работа, я считаю, очень ставящая на ноги. <…> И я стала увереннее себя чувствовать в жизни", — признается Александра, подчеркивая достойную оплату труда и другие преимущества в виде раннего выхода на пенсию. Обучение и начало карьеры в метрополитене, по словам девушек, некоторым дается нелегко, в том числе из-за отсутствия поддержки близких. "Когда ты проходишь этот путь, очень важно, чтобы близкие хотя бы просто не мешали, лучше, чтобы поддерживали. Не все понимают, как это трудно", — говорит Александра.

Сложнее, чем ПДД

Как признаются девушки, обучение профессии не самая легкая задача. Это и изучение оборудования, электрооборудования, пневматики и правил технической эксплуатации. "Очень сложно, потому что незнакомо, потом становится проще, когда ты все это выучил", — говорит Ирина. Тем не менее те, кто проходят обучение, становятся настоящими профессионалами, готовыми к любым неожиданностям на линии. В случае, если во время движения обнаруживается неисправность, машинист должен быстро среагировать. "Если вдруг что-то сломалось во время движения, мы определяем неисправность и должны ее устранить: перейти на другое управление, другие тормоза, тут только тормозов пять видов. У нас есть очень короткий период времени, пять минут, и будет уже вспомогательный поезд", — отмечает Александра, подчеркивая важность самостоятельности в этой профессии.

"Ты успеваешь жить"

По словам девушек, работа в метро позволила им найти баланс между профессиональной деятельностью и личной жизнью. Продолжительность рабочего дня варьируется от шести до восьми часов, что дает время и для отдыха, и для восстановления. "Ты успеваешь жить", — подчеркивает Александра, сравнивая свою текущую работу с прежним опытом работы администратором, когда ей приходилось трудиться по 14 часов в день. "Тут все фиксированное. Есть время, и больше него ты не сможешь работать, как в других сферах, где тебя заставят или скажут: "Ну, не нравится — уходи", — подтверждает Ирина слова коллеги.

Как говорят девушки, для сотрудников организуют множество мероприятий. "Я здесь такую спортивную волну поймала: тут и беговое, тут и лыжи, и соревнований куча. <…> Я свою дочку смогла привезти сюда на праздник. Здесь были аниматоры, украшенный поезд, дочь покаталась в кабине. Она в большом восторге. Она с большой гордостью, когда спрашивают, кем я работаю, говорит, что машинистом", — рассказывает Александра.

Александра Кабак. Валерия Косилова/ ТАСС
Александра Кабак

Работа машинистом метро — это не просто управление поездом. Это профессиональная ответственность, технические знания и умение быстро принимать решения. "Тут надо характер определенный иметь", — считает Александра. Тем, кто готов пройти этот сложный путь, профессия приносит настоящее удовлетворение и позволяет найти гармонию между работой и личной жизнью. "Главное — дойти до финала", — резюмирует Ирина. И хотя не всем удается преодолеть трудности, те, кто остаются, находят в этой профессии свое призвание.

Валерия Косилова