Проверено ТАСС
4 сентября 2024, 15:30

Правда ли, что цифровые помощники скоро заменят учителей?

Артем Геодакян/ ТАСС

В соцсетях и мессенджерах утверждают, что…

1

…развитие цифровых технологий в образовании приведет к негативным последствиям. В частности, образование будущего будет разделено на элитное — с "живым" учителем и персональным подходом — и массовое, в котором педагогов заменят на цифровые помощники.

А что на самом деле?

2

"Цифровые помощники" — это новые федеральные образовательные сервисы для учителей, учеников и их родителей.

Так, с помощью цифрового помощника ученика можно подтянуть знания по разным предметам и подготовиться к основному государственному экзамену. В частности, сервис позволяет воссоздать условия реального экзамена и проверить свои силы, при этом платформа содержит большой банк заданий разного типа и уровня сложности.

Но речь не идет о замене учителей цифровыми помощниками. Предполагается, что функционал сервисов позволит освободить преподавателей от части рутинной работы. Например, они смогут проверять домашние задания и планировать учебные программы при помощи искусственного интеллекта.

Как разъяснили ТАСС в Федеральном институте цифровой трансформации в сфере образования, "новые современные технологии призваны обеспечить равный доступ к качественному образованию, снизить административную нагрузку на педагогов и обеспечить индивидуальные образовательные траектории, учитывающие способности и таланты каждого ребенка".

О возможностях, которые открывает цифровизация образования, рассказала ТАСС основатель и генеральный директор компании EdPalm Гузель Гурдус: "Цифровые технологии обеспечивают гарантированный и качественный для всех уровень образования вне зависимости от способностей и талантов конкретного учителя. Цифровое образование не на словах, а фактически обеспечит переход на персонализированное образование с учетом способностей и интересов каждого ребенка. Образование будет делиться не на образование для богатых и бедных, а на образование для тех, кто хочет учиться, и для тех, кто не хочет".

"Говоря о рисках, связанных с внедрением цифровых помощников в образовательные процессы, стоит отметить, что школа выполняет не только образовательную, но и важнейшую социальную функцию. Профессиональное сообщество педагогов и Министерство образования отлично понимают это, — прокомментировал ТАСС Николай Сокорнов, директор департамента разработки программного обеспечения компании "Рексофт". — Конечно, цифровые помощники обладают рядом неоспоримых преимуществ. Они предоставляют доступ к обширным образовательным ресурсам, позволяют учиться в удобное время и в комфортном темпе, а также могут адаптироваться под индивидуальные потребности ученика, предлагая персонализированные учебные маршруты и задания. Однако, несмотря на потенциал цифровых помощников в образовании, важно сохранять баланс: оптимальная модель образования должна сочетать в себе лучшие практики цифрового и традиционного обучения. Использование цифровых помощников должно дополняться живым взаимодействием с преподавателями и одноклассниками — только так можно создать гармоничную и эффективную образовательную среду и вырастить людей, которые умеют и любят общаться, находят радость в совместной деятельности".

Руководитель корпоративного центра обучения Selectel Ксения Вахова также отмечает, что "развитие EdTech-проектов (сочетание обучения и IT-технологий — прим. ТАСС) может в будущем сделать знания более доступными и персонализировать формат обучения. Возможности цифровых помощников позволяют повышать качество классического образования, оптимизируя рутинные и типовые задачи педагогов".

Краткие итоги

3

Уже сейчас цифровизация меняет подход к учебному процессу и, очевидно, будет менять его и дальше. Однако, по мнению экспертов, новые технологии не смогут заменить традиционное обучение и тем более педагогов — эту цель они и не преследуют. Цифровые помощники призваны открывать новые возможности и для педагогов, и для учащихся.

Материал подготовлен редакцией проекта "Проверка информации" при участии АНО "Диалог Регионы"   

LiveInternet