МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Опыт подработки имел каждый второй учитель иностранного языка, однако две трети совмещающих репетиторство с работой в вузе или школе не планируют покидать основное место работы. Об этом говорится в совместном исследовании Аналитического центра НАФИ и Социологической лаборатории МГЛУ, которое имеется в распоряжении ТАСС.
"Что касается подработки, то ее в то или иное время имел каждый второй (46%). Из тех, кто имеет подработку сейчас, подавляющее большинство (74%) занимаются частным репетиторством. <…> Несмотря на ряд преимуществ репетиторства, таких как гибкий график (67%), индивидуальный подход (63%) и более высокая ставка за час (47%), две трети совмещающих репетиторство с работой в вузе или школе не рассматривают полный переход на фриланс. "Такого точно не будет", - говорят 33% опрошенных этой категории, а 27% - "скорее нет, чем да", - говорится в результатах исследования.
Отмечается, что лишь 10% опрошенных рассматривают в будущем уход с основного места работы. В основном преподаватель по иностранному языку, который сочетает репетиторство с работой в школе, уделяет два-четыре раза в неделю подработке, имеет более пяти учеников, с каждым занимается не более часа, за час занятий берет от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей и в целом получает дополнительный заработок в размере 10-30% от своего общего дохода.
Позитивно к условиям своей работы относится подавляющее большинство учителей, уточняется в исследовании. Так, 80% считают, что их работа соответствует имеющейся квалификации, 70% довольны условиями труда, 68% - графиком работы, а 65% - возможностями для профессионального роста. Однако зарплатой довольны менее половины опрошенных (42%), из них довольны ей полностью - 9%. Также меньше половины (48%) учителей удовлетворены балансом между работой и отдыхом.
В то же время дополнительные обязанности на основном месте работы имеют 71% учителей иностранного языка. Самыми распространенными из них являются классное руководство (44%) или ведение внеклассной работы (кружки, конкурсы, вечера - 40%).
По словам доктора социологических наук, профессора, заведующего Социологической лабораторией МГЛУ Игоря Образцова, вовлеченность педагогов-лингвистов в репетиторство, помимо решения материальных проблем, влечет размывание их профессиональной идентичности, повышенные трудовые нагрузки, морально-психологическое и физиологическое "выгорания". "Способствовать снижению вовлеченности школьных педагогов-лингвистов в такие формы вторичной неформальной занятости должно расширение возможностей общеобразовательных учебных заведений по предоставлению учащимся и другим категориям граждан платных лингвистических услуг", - считает он.
Ранее глава Рособрнадзора Анзор Музаев отмечал, что необходимость в репетиторах резко снизится после того, как с учителей снимут бюрократическую нагрузку и они смогут больше времени уделять работе с учениками.
Об опросе
Всероссийский опрос был проведен в апреле-мае 2024 года среди 400 учителей иностранных языков. Выборка рассчитана на основе статистических данных Министерства просвещения РФ по численности учителей иностранных языков в системе общего образования. Статистическая погрешность данных не превышает 4,9%.