САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 октября. /ТАСС/. Государственный Эрмитаж представил посетителям выставку одного экспоната - литургического сосуда для католического богослужения, созданного 550 лет назад. Как сообщила пресс-служба музея, выставка действует в Аполлоновом зале Зимнего дворца с 9 октября по 2 февраля.
"Главный и единственный экспонат выставки - уникальный памятник прикладного искусства Средневековья из коллекции Государственного Эрмитажа знаменитый монстранц Ганса Рисенберга, исполненный в 1474 году. История этого шедевра прослеживается с момента заказа. Монстранц датирован и подписан мастером, существуют документы, рассказывающие о подробностях его создания и дальнейшей судьбе, что является редчайшим фактом для произведения средневекового искусства", - говорится в сообщении пресс-службы.
В католическом богослужении монстранц - это литургический сосуд для хранения и демонстрации освященной гостии (жертвы). Большое распространение монстранцы получили после 1264 года, когда был установлен праздник Тела Христова, во время которого гостия участвовала в торжественной процессии.
Монстранц Рисенберга был создан для церкви Нигулисте (Святого Николая) в Ревеле (современный Таллин). По мнению искусствоведов, это выдающийся памятник поздней готики, превосходящий по уровню исполнения большинство предметов церковной утвари. Гравированные изображения на его подножии можно поставить в ряд со станковыми произведениями крупных мастеров своего времени - золотого века немецкой гравюры.
В 1524 году монстранц Рисенберга едва не уничтожили сторонники Реформации, но решением магистрата он был передан на хранение новому духовенству уже как принадлежащая городу материальная ценность. В этом статусе он простоял в ризнице до Северной войны начала XVIII века, когда русские войска осадили Ревель. После капитуляции Ревеля серебряный монстранц преподнесли в дар генерал-губернатору Эстляндии - приближенному Петра I Александру Меншикову.
Ревельский монстранц в 2002 году был перемещен из постоянной экспозиции в Западной галерее Малого Эрмитажа во вновь открывшуюся Бриллиантовую кладовую и с тех пор покидает ее лишь изредка ради временных выставок.