АРХАНГЕЛЬСК, 14 ноября. /ТАСС/. Коллекцию старинной северной верхней одежды, которую носили весной и осенью, из фондов музея-заповедника "Малые Корелы" впервые представили в Архангельске, передает корреспондент ТАСС. Наплечники, кофты, а также кабатуха показаны в комплексе с сарафанами, рубахами и платками.
Проект "Осенние рукомесла" собрал участников студий декоративно-прикладного творчества, кружков, ремесленных студий и центров, руководителей фольклорных коллективов из всех районов области, а также самостоятельных мастеров.
"Часто складывается проблема с верхней одеждой. Сарафаны, юбки, рубахи - это все давно шьется. Но многие сейчас выходят на уличные праздники, и с нашей погодой встает вопрос, что надеть. Поэтому мы взяли тему верхней одежды, и основа - это мезенский костюм, потому что там есть очень такая яркая деталь, как наплечники. Это укороченная кофта с рукавами, распашная верхняя одежда, которая надевалась поверх сарафана", - пояснила ТАСС заместитель заведующего отделом этнографических программ и массовых мероприятий музея Ольга Знатных.
Наплечники были нарядной, праздничной одеждой. С сарафанами из пестряди - это льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая, - носили пестрядинные же наплечники, а с ситцевыми сарафанами надевали кофточку из "аглицкого" ситца. В Архангельской губернии ярко-красные ткани с растительным узором сначала привозили из-за границы - отсюда и название, которое потом распространилось и на отечественные красные ткани, чаще производства мануфактур Барановых. Бытовали на севере и шелковые наплечники. А вот рабочей верхней одеждой была кабатуха, она удлиненная, без подклада, ее шили из грубой ткани. В коллекции музея сохранилась всего одна такая кофта.
"Наша кабатуха, например, сделана из конопли. Это лишний раз подтверждает, что это все-таки рабочая одежда. В основном конопля шла на производство веревок. Полотно грубой выработки, его красили самостоятельно природными красителями. У нас она такая розово-сиреневая, застиранная", - сказала собеседница агентства.
Участники проекта познакомились с коллекцией традиционного женского костюма Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX - начала XX века, особенностями ручного ткачества в этой местности и опытом реконструкции и создания реплик мезенских девичьих и женских головных уборов.
Под руководством сотрудников музея реквизитора Лидии Анчуковой и художника-реставратора тканей Людмилы Григорьевой участники "Рукомесел" сошьют "круглый" сарафан и наплечники по старинным лекалам, но с учетом современных размеров. Как отметила Знатных, люди на севере 150 лет назад были меньше, чем сейчас, и большинство костюмов в коллекции смотрятся миниатюрными.