15 ноября, 19:18

В Архангельске открылась выставка старинных картин и вещей из бисера

Выставка будет работать до 23 марта

АРХАНГЕЛЬСК, 15 ноября. /ТАСС/. Выставка старинных картин и предметов из бисера, стекляруса и жемчуга "Страсти по бисеру" открылась в Особняке на Набережной в Архангельске, передает корреспондент ТАСС. Самый "возрастной" экспонат - картина с букетом в корзине и стрекозами, вышитая стеклярусом, - создана в XVIII веке. Если бисер - это круглые бусинки, то стеклярус - это продолговатые бусинки или трубочки, причем их грани по-разному отражают свет, и кажется, что картина мерцает. Вышивка создана в технике "вприкреп", когда на нитку нанизывается несколько бусин, и другой ниткой этот ряд прикрепляется к основе.

"Вот такие большие стеклярусные вышивки, они могли быть и громадными, они могли даже, вспомним Стеклярусный кабинет в Китайском дворце в Ораниенбауме, где практически все стены затянуты вышивкой. И это дает ощущение мерцания. Мы видим, что здесь очень виртуозно выложен стеклярус, он показывает пластику предмета, - рассказала ТАСС куратор выставки, главный научный сотрудник музея-усадьбы "Останкино" Ирина Ефремова. - Рукодельницы идут от материала, они стараются показать его специфику, необычность, "светоносность".

Из собрания Государственного дворцово-паркового музея-заповедника "Останкино и Кусково" в Архангельск привезли около 150 предметов, они дополнены работами из коллекции музейного объединения "Художественная культура Русского Севера". Как пояснила Ефремова, если в коллекции "Останкино" большинство экспонатов - это вещи, созданные дамами-дворянками, эти работы обычно предназначались в дар, то архангельские предметы создавались народными мастерицами: это вышитые кокошники, украшения, элементы народных костюмов, шитые оклады икон. Таким образом они дополняют друг друга.

Среди экспонатов есть предметы, которые давно вышли из употребления. Например, сонетка - атласная широкая лента, за которую тянули, когда хотели колокольчиком вызвать прислугу, распялка для бальных перчаток и бисерный чехол к ней. А еще кисеты, кошельки, подставки под посуду, оформление для стаканов и подсвечников, шкатулки, в том числе для рукоделия. "Они были в арсенале каждой знатной дамы и выражали статус владелицы, потому что оформлялись очень дорогими материалами. На выставке представлена одна такая шкатулка французской работы, шкатулка "Пале-Рояль". Само название - это в Париже напротив Лувра в XVIII веке были организованы роскошные торговые ряды, где продавались только люксовые предметы дамского туалета", - пояснила собеседница агентства.

Украшением выставки являются вечернее и бальное платья эпохи модерна с бисерными узорами, которые утяжеляли наряды. Максимальный эффект возникал при движении, когда платье или шарф "оживали". Особую трепетность наряду придавала бахрома из низанного бисера. В качестве аксессуара к этим платьям очень популярными были бисерные сумочки и кошельки. Эти изделия нельзя было купить или заказать, их можно было только получить в дар, поэтому они особенно ценились. Их бережно передавали по наследству, поэтому многие дошли до наших времен практически в первозданном виде.

Как вышивать бисером

"Золотым веком" бисера в России считается первая половина XIX столетия. Тогда в одной даже совсем небольшой работе дамы могли использовать бусины более 30 оттенков. При этом бисер был очень мелким, сопоставимым по размеру с плетением нитей ткани-основы. Продеть иголку через такую бусинку было невозможно. Как рассказала ТАСС Ефремова, к нитке прикрепляли щетинку, с помощью которой через отверстие продергивали нитку, потом нитку вдевали иголку, делали стежок, снимали иголку, приделывали щетинку, и вновь повторяли со следующей бусиной. Это была очень трудоемкая работа.

"Сейчас кажется, что это совершенно невозможно. Но интересно, что есть современная дама-коллекционер Елена Сергеевна Юрова, она уникальный реставратор бисера, у нее такие удивительные глаза, что она может работать с таким мелким бисером. Даже в музейной практике нет практически таких реставраторов, которые реставрировали бы вот этот мелкий бисер. А среди коллекционеров, любителей и современных рукодельниц есть такие уникальные личности, которые могут возобновить эту, казалось бы, ушедшую технику", - отметила Ефремова.

Организаторы выставки постарались показать не только сами шедевры ручного труда, но и инструменты для их создания. Здесь можно увидеть пяльца из грушевого дерева XIX века, наперстки, игольники, подушечки для иголок.

Выставка будет работать до 23 марта 2025 года.