Уральский хаб
Сегодня область имеет развитую инфраструктуру по железнодорожному, автодорожному и воздушному транспорту. В том числе именно здесь располагается центральный железнодорожный узел - Свердловская железная дорога входит в тройку крупнейших железнодорожных магистралей страны, обеспечивая десятую часть погрузки "Российских железных дорог", при этом магистраль является и основой транспортной системы ближайших регионов, и связующим железнодорожным каркасом для европейских и восточных регионов страны, будучи частью Транссибирской магистрали. А в 16 километрах от Екатеринбурга работает крупный пассажирский и грузовой хаб страны - международный аэропорт "Кольцово". Также через территорию региона проходят четыре федеральные трассы, две из них - М-5 "Урал" и Р-242 "Пермь - Екатеринбург" - выполняют функцию "автомобильного Транссиба", соединяя восточное и западное направления. Так, по данным системы "Платон" на 2020 год, М-5 являлась самой загруженной среди федеральных трасс с долей грузовиков в 6,5%.
По данным министерства экономики и территориального развития области, только организациями, работающими в сфере транспортировки и хранения, производится свыше 6% валового регионального продукта, на долю этого вида экономической деятельности приходится более 20% привлеченных инвестиций в основной капитал. Из Свердловской области через железнодорожные пункты пропуска на госгранице РФ экспортируется в среднем 1,8 миллиона тонн товаров в год, экспорт автомобильным транспортом составляет в среднем 0,4 миллиона тонн в год.
Новый курс товарооборота
Из-за внешнеполитической ситуации и переориентации торговли в 2022 и 2023 годах в России в целом основными экспортными направлениями стали Китай, Индия, Турция, страны Евразийского экономического союза и Юго-Восточной Азии, и, по прогнозам, тенденция роста торговли с этими странами сохранится, а вот экспорт в страны Европы, Северной Америки, в Японию и Южную Корею будет снижаться, отмечается в разработанной в регионе стратегии развития логистического комплекса до 2035 года.
В Минэкономики региона уточнили ТАСС со ссылкой на данные аналитического центра при правительстве РФ, что с 2019 по 2022 годы наблюдалось снижение объемов экспортного взаимодействия Свердловской области с Францией, Нидерландами, Словакией, Соединенным Королевством, но фиксировалось расширение партнерства региона с Китаем, Турцией и Узбекистаном. Поменялись направления экспорта и импорта, но объемы не снизились ни во время "коронакризиса", ни в период санкционного давления. За прошедший год рынок железнодорожных контейнерных перевозок Свердловской области вырос почти на 12%. Свердловская железная дорога осуществляет такие перевозки по 175 направлениям, из которых 21 было открыто в 2023 году. При этом объемы грузоперевозок в сторону Азии активно увеличиваются, прирост наблюдается по всем пограничным переходам. В частности, в Казахстан с Урала только в январе - мае проследовало почти 70 грузовых составов, а в Китай - более сотни.
Отвечая на вызовы. Ворота на Восток
"Опираясь на [транспортный] каркас, мы занимаемся созданием „Сухого порта“. С учетом разворота грузовых потоков на восток и на юг, наш „Сухой порт“ обеспечит связь Северного морского пути и Транссиба с Китаем. Этот проект в полной мере отвечает национальным целям и приоритетам разрабатываемой Стратегии пространственного развития России. Ключевым звеном проекта является формирование меридионального транспортного коридора Екатеринбург - арктические порты Ямала с выходом к Северному морскому пути. Потенциально этим коридором смогут пользоваться предприятия как минимум 11 российских регионов", - отметил на Днях Свердловской области в Совете Федерации Федерального Собрания РФ глава региона Евгений Куйвашев.
Свердловский "Сухой порт" - будущий крупнейший транспортно-логистический хаб России, "ворота на Восток". По его данным, сухопутные причалы смогут перерабатывать миллионы тонн грузов, которые будут отправляться в десятки дружественных стран. Свердловские власти ожидают запуск "Сухого порта" на полную мощность в 2035-2040 годах. Проект позволит создать суммарно более 5 тысяч новых рабочих мест, значительно увеличить объем поступающих в региональный бюджет налогов. В регионе уже сформирована часть инфраструктуры проекта, в том числе действуют транспортно-логистические центры (ТЛЦ).
Так, ТЛЦ "Уральский", запущенный в ноябре 2022 года, за прошлый год переработал 1,4 миллиона тонн грузов, в 2026 году запланировано введение в эксплуатацию второй очереди - дополнительные складские мощности, а также электрифицированный приемо-отправочный парк для контейнерных поездов. Проектная мощность комплекса - обработка 600 тысяч контейнеров в год. Также в 2027 году планируется ввод в эксплуатацию еще одного ТЛЦ - "Екатеринбург" в районе железнодорожной станции "Седельниково" с перспективой переработки до 10 миллионов тонн грузов. Формированию современной терминально-складской инфраструктуры будет способствовать реконструкция грузового двора станции "Гипсовая", в планах строительство здесь грузового парка и универсального терминала. Ожидаемый объем переработки грузов к 2028 году составит 3,9 миллиона тонн.
Основная задача транспортно-логистических центров - перераспределение грузовых потоков, а в случае с ТЛЦ "Екатеринбург" - и вывод части грузового движения из плотной застройки мегаполиса.
При этом "Сухой порт" способствует притоку капитала в сферы логистики и складского хозяйства области. По итогам 2023 года наибольшая доля - 19,6% общего объема инвестиций пришлась на транспортировку и хранение - 141,5 миллиарда рублей. В первом полугодии 2024 года доля вложений в такие проекты возросла до 21,9% от общего объема инвестиций в регион и составила 82,9 миллиарда рублей. Кроме того, компании уже выстраивают свои стратегии и планируют размещение мощностей рядом с якорными проектами "Сухого порта".
Проект даст импульс активному развитию автомобильной и железнодорожной сети и сопутствующей инфраструктуры.
Ранее в регионе уже состоялся запуск движения по Екатеринбургской кольцевой автодороге, также идет строительство скоростной трассы Москва - Казань - Екатеринбург, которая в два раза сократит время в пути. В дальнейшем планируется реализовать пропускной потенциал ЕКАД, построив новую дорогу от кольца до трассы М-5 "Урал". "До конца года завершится строительство участка федеральной трассы М-12 „Восток“ до Екатеринбурга. В 2025 году завершаем реконструкцию второй очереди первого пускового комплекса ЕКАД протяженностью почти 10 километров. Ведется проектирование реконструкции северного полукольца ЕКАД", - сказал Куйвашев, выступая перед депутатами заксобрания региона. В целом же, в будущем году запланированы строительные и ремонтные работы в отношении более 220 километров автодорог.
"За последние годы мы достигли серьезных результатов в развитии транспортной инфраструктуры. И, конечно, наш флагманский проект в сфере транспорта и логистики - „Сухой порт“. Работаем над созданием сухопутных „причалов“, которые в перспективе могут быть соединены с морскими причалами арктических портов Ямала в рамках создания Меридионального транспортного коридора", - подчеркнул Куйвашев.