21 ноября, 19:38

В Саратове открылась выставка "Альфред Шнитке. Звуки пустых страниц"

В числе экспонатов - специально созданные инсталляции, книги из библиотеки композитора, готический витраж, деревянная скульптура XVIII века

САРАТОВ, 21 ноября. /ТАСС/. Выставка "Альфред Шнитке. Звуки пустых страниц" открылась в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева в честь 90-летия композитора. Уникальными экспонатами стали рукописные партитуры Шнитке, рассказал ТАСС куратор выставки Андрей Райкин.

Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе Саратовской области. Он признан одним из символов советского музыкального авангарда. В 2024 году в России отмечается юбилей композитора.

"Самые уникальные вещи - это рукописные партитуры. Большая часть вещей призвана вызвать определенные ассоциации, они раскрывают внутренний мир Шнитке, его философию и жанры его творчества. Сложная была задача, потому что музыку очень сложно показать изобразительным рядом - это абстрактный вид искусства и предполагает личные ассоциации, ощущения, чувства и эмоции слушателя. <…> Мы постарались сделать так, чтобы объекты, артефакты, инсталляции, которые представлены на этой выставке, рассказывали не только о самих себе или отсылали к фильмам, спектаклям, событиям жизни, но и были своеобразным портретом самого композитора", - отметил собеседник агентства.

Концепция выставки

В числе экспонатов - специально созданные инсталляции, книги из библиотеки Шнитке, готический витраж, деревянная скульптура XVIII века. Райкин рассказал, что выставка начинается с образа черного квадрата, который, как правило, является символом авангарда. "Однако он может быть считан, как образ космоса из которого приходит музыка, которую улавливает композитор. Это может быть образ космоса, из которого пришли мы, как считал, например, персонаж кинофильма "Фантазия Фарятьева". Это философия сопрягается с философией самого Шнитке", - пояснил куратор выставки.

Согласно концепции экспозиции, гости передвигаются от белого зала к черному, где установлен светящийся осколочный готический витраж. Он, по словам Райкина, является образом послевоенной Вены, где сформировались "эстетические критерии" Шнитке. После этого посетители выходят в светлое гармоничное пространство, соединяющее разные эпохи. Там можно увидеть и гравюры XIX века, и электрогитару.

"Здесь продолжается тема пустых страниц. Рукописи автора и уже пустые страницы продолжают философию композитора. Это не простые листы - это пустые нотные листы из папки с рукописями Шнитке", - добавил Райкин.

Генеральный директор музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Ольга Галактионова в беседе с ТАСС рассказала, что до современников дошло мало предметов, связанных с Шнитке. По ее словам, в подготовке экспозиции приняли участие более 25 федеральных музеев, частных коллекций, галерей. Среди экспонатов, на которые необходимо обратить внимание, Галактионова выделила архивные видеозаписи и фотографии Шнитке.