Эксперт из США: сомнений в подлинности останков детей Николая II быть не может
По словам Майкла Кобла, показательно и то, что за годы, прошедшие после идентификации останков, ее с научной точки зрения никто не оспорил
ВАШИНГТОН, 11 сентября. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Сомнений в подлинности останков детей последнего российского императора Николая II Алексея и Марии, решение по захоронению которых было принято в пятницу Межведомственной рабочей группой, быть не может, генетическая экспертиза доказала их принадлежность семье Романовых. Такое мнение в беседе с корр. ТАСС высказал американский судебно-медицинский эксперт, специалист по анализу ДНК Майкл Кобл, который в 2008 г участвовал в идентификации останков Николая II и членов его семьи, найденных в окрестностях Екатеринбурга.
11 сентября в пресс-службе правительства РФ сообщили, что Межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с исследованием и перезахоронением находящихся в Госархиве РФ останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовых, предложит правительству РФ провести церемонию захоронения 18 октября в Екатерининском приделе в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.
Останки императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и их дочерей Ольги, Татьяны и Анастасии были обнаружены в 1979 г в районе Ганина Яма пригорода Екатеринбурга, однако этот факт не стал достоянием общественности. Официальное вскрытие могилы было проведено только в 1991 г. После всесторонних исследований они были захоронены в 1998 году. В 2007 г неподалеку от основного могильника были найдены останки других двоих детей царской семьи - Алексея и Марии.
Кобл, в частности, пояснил, что идентификация останков самодержца, извлеченных в 1991 г, производилась путем сравнения с образцами ДНК самого Николая II, выделенными из пятна его крови на рубашке, хранившейся в Эрмитаже, а также его ныне здравствующих родственников, включая британского принца Филипа (мужа королевы Елизаветы II) и князя Эндрю Романова, живущего в Сан-Франциско. Таким образом, в распоряжении исследователей имелись как прижизненные, так и посмертные образцы. Совпадение оказалось полным, отметил эксперт.
По поводу других членов семьи американский специалист отметил, что с их останками велась столь же кропотливая работа. В частности, насчет принадлежности к царской фамилии детей из отдельного захоронения, найденного в 2007 г, Кобл сказал, что коэффициент вероятности этого равен 4 триллионам - во столько раз более вероятно, что они относятся к той же семье, нежели что это какие-то посторонние люди. Именно в этом захоронении были найдены останки Алексея и Марии.
"Имеются практически неопровержимые доказательства того, что все члены семьи найдены, - сказал американец. - Нам удалось вычленить индивидуальные генетические профили. Они имеются для самого Николая, для его жены Александры, для четырех сестер и Алексея. В них много общего, как и должно быть у членов одной семьи, но каждый профиль индивидуален. Так что и антропология, и ДНК позволяют нам сделать окончательный вывод о том, что все они налицо".
По словам собеседника агентства, показательно и то, что за годы, прошедшие после идентификации останков, ее с научной точки зрения никто не оспорил. "Никаких научных опровержений или возражений против того, что мы сделали в 2008 году, с тех пор не опубликовано", - сказал Кобл.
Для него, по его признанию, те исследования были вершиной профессиональной карьеры. "Абсолютно верно, это именно так, - подтвердил он. - Этот случай был исключительно важен для всей нашей отрасли научного знания, для судебно-медицинского анализа ДНК. Так что для нас дело даже не только в истории".
В 2008 г, когда проводилась идентификация, Кобл работал начальником исследовательского отдела профильной лаборатории вооруженных сил США. К исследованию царских останков она была привлечена по просьбе российских властей. На взгляд собеседника агентства, это было достаточно закономерно, поскольку американская лаборатория - крупнейший центр такого рода в мире. Она лучше всех оснащена и обладает наибольшим опытом, которым, кстати, делилась тогда с российскими коллегами в работе по погибшим в "горячих точках".
С 2010 г Кобл работает в Национальном институте стандартов и технологии США, занимается анализом ДНК и клинической генетикой.