6 декабря, 11:13
Партнерский материал

Цифровые супергерои: на что способны большие данные и сервисы аналитики

KanawatTH / Getty Images
Наладить бизнес-процессы, работу городских служб, проанализировать транспортные и туристические потоки - разбираемся в материале ТАСС, на что способны большие данные и сервисы на их основе

Аналитические сервисы, основанные на больших данных, играют ключевую роль в цифровой трансформации бизнеса и государства. Они способствуют реализации цифровых проектов, которые решают важные социально-экономические задачи регионов и закладывают фундамент для дальнейшего развития в рамках государственной программы по цифровизации.

В сентябре этого года на Восточном экономическом форуме правительство представило нацпроект "Экономика данных и цифровая трансформация государства", который заменит программу "Цифровая экономика", запущенную в 2019 году. Некоторые его параметры были озвучены в послании президента страны Федеральному собранию, в частности было обозначено, что к 2030 году нужно сформировать цифровые платформы в ключевых отраслях экономики и социальной сферы.

Аналитические сервисы на основе Big Data помогают эффективно использовать огромные объемы информации, чтобы в дальнейшем внедрять инновационные решения, прогнозировать формирование трендов, изменение спроса в различных сферах и даже бороться с кибермошенниками. Как сообщили в Ассоциации больших данных, эффективность применения продуктов на основе Big Data растет опережающими темпами: по сравнению с прогнозом 2022 года эффект от их внедрения увеличился в 1,5 раза и может составить до 1,6 триллиона рублей в 2024 году.

О том, что рынок Big Data растет, также говорят компании, развивающие сервисы на основе аналитики больших данных. "К нам стали чаще приходить представители бизнеса с более сложными, нежели ранее, запросами на проработку аналитики. Мы видим, что подобные технологии пользуются все большим спросом, а самое главное - они становятся доступнее", - отмечает директор департамента по цифровому маркетингу корпоративного бизнеса МегаФона Екатерина Гаммель.

Принцип работы сервисов аналитики

С технической точки зрения сервисы аналитики работают по единому принципу: собирают данные с мобильных и других устройств, обезличивают их, анализируют, обрабатывая с помощью специальных алгоритмов, и выдают полученную информацию в удобном визуальном формате.

Например, у МегаФона есть сервис по аналитике городской среды. Он позволяет оценить ключевые показатели развития города или муниципалитета, чтобы в дальнейшем можно было более точно определить социально-демографическую структуру и доходы населения, среднесуточные показатели перемещений и актуальность существующей инфраструктуры. Востребованность геоаналитических сервисов выросла на 20% год к году, рассказали в компании. При этом ими стали активнее пользоваться для решения вопросов, связанных с транспортом.

Механика сбора данных простая: когда абонент перемещается, его мобильное устройство переключается от одной базовой станции к другой. Платформа геоаналитики агрегирует данные абонентов в данные о потоке в привязке к заданной географической точке. Полученные результаты покажут, как передвигаются люди, какой инфраструктуры им не хватает. Так, в одном муниципалитете с помощью сервиса МегаФона установили реальную численность населения и выявили необходимость строительства в этом районе новой больницы, в другом российском городе с помощью сервиса создали транспортную модель территории и запланировали с ее помощью новые маршруты общественного транспорта, что помогло грамотно распределить пиковую нагрузку на дорогах.

Таким образом, полученные выводы используются госструктурами и бизнесом для принятия стратегических решений, также они могут служить подтверждающими факторами, необходимыми при согласовании различных инвестпроектов.

Внутренний цифровой туризм

Еще одной отраслью применения аналитики на основе Big Data является туризм. В последние годы внутренний туризм переживает полномасштабный бум, что стимулирует регионы искать новые маршруты для путешественников и создавать необходимую для комфортного пребывания инфраструктуру. Сервисы на основе больших данных помогают провести оценку туристических потоков, сформировать портрет гостя, а также проверить гипотезы о предпочтениях и местах притяжения путешественников.

Весной МегаФон провел оценку туристических потоков в Приморском крае, среди основных задач была проверка гипотез о местах притяжения путешественников. По словам первого заместителя министра по туризму Приморского края Арсения Крепского, благодаря аналитике МегаФона появилась возможность предсказывать туристические тренды и адаптироваться к изменяющимся потребностям путешественников, а также развивать новые направления туризма в регионе. "Это важно для формирования конкурентного рынка и привлечения большего числа отдыхающих. <...> В целом, аналитика „Цифрового туризма“ помогает сделать инвестиции в развитие точными и получить максимальную отдачу", - отмечал он.

"Цифровой туризм" уже активно помогает развитию отрасли в Якутии, на Ставрополье, в Краснодарском крае, в Калужской и Мурманской областях. В последнем регионе благодаря полученным в ходе анализа данным было подтверждено решение о развитии нового туристического кластера "Валла Тунтури" на побережье Баренцева моря вблизи губы Малая Волоковая и мыса Лисий. В Якутии данные цифровой платформы используются для развития охотничьего туризма на северных территориях.

Таким образом, сервисы, основанные на аналитике Big Data, становятся реальными помощниками для регионов, а полученные на их основе данные - ценной информацией.

Борьба с кибермошенничеством и социнженерией

Сервисы аналитики можно смело использовать и в борьбе с кибермошенничеством. В последние годы частота этого вида правонарушений растет. Сильнее всего от атак страдают представители сферы промышленности, телекоммуникаций, госучреждения и ИТ-компании. Как правило, атака заканчивается перебоями в работе организаций, нередко - утечкой данных, что не только ударяет по репутации, но и ведет к потере клиентов и снижению конкурентоспособности бизнеса. Защите необходимо уделять пристальное внимание и своевременно реагировать на потенциальные атаки.

Современные сервисы аналитики и Big Data играют в этом важную роль: благодаря обработке огромных массивов информации они способны выявлять паттерны мошеннической активности и предотвращать новые атаки за счет быстрой обучаемости алгоритмов на основе машинного интеллекта. В частности, технологии позволяют проводить обезличенный мониторинг пользовательской активности в реальном времени. Это помогает действовать быстрее, так как более оперативное и точное выявление потенциальных угроз снижает время реакции на атаки. При этом подобные сервисы оптимизируют клиентский путь, упрощая доступ и регистрацию для проверенных пользователей, так как дополнительные проверки и ограничения применяются только к сегменту пользователей с высоким потенциальным риском фрода.

Борьба с социнженерией сервисам на основе больших данных также под силу: они позволяют оценить вероятность влияния на пользователя третьих лиц. В этом помогают алгоритмы глубокого обучения, которые обезличено анализируют его активности во всех каналах связи. Такой функционал аналитических сервисов на основе Big Data особенно актуален для крупных площадок электронной торговли, сайтов бесплатных объявлений, финансовых организаций.

Аналитика больших данных - это мощный инструмент, который можно использовать в различных областях и добиваться видимых эффектов - от повышения качества жизни в городах до предотвращения киберпреступлений. Она работает на улучшение обслуживания, ускорение благоустройства и повышение благополучия в целом.

 

Реклама. ПАО "Мегафон", ИНН 7812014560, erid: 2SDnjeBH7gP