В 2024 году Ямало-Ненецкий автономный округ запустил большое количество информационных и популяризаторских проектов, которые помогли гостям округа узнать про заповедные места Полярного Урала, а местным специалистам в сфере туризма - про новые возможности. Отмечается ежегодный прирост туристов на Ямале, посетивших заповедные зоны: в 2024 году поток увеличился вдвое, превысив 4900 человек.
Про новые подходы к продвижению северных территорий - в материале ТАСС.
Новый образ региону
Многие привычно считают, что Ямал - это очень далеко и холодно. Регион готов сломать эти стереотипы и показать совершенно новый Полярный Урал. Современная транспортная инфраструктура позволяет добраться до этой северной территории из Москвы всего за 2,5 часа в любое время года.
Логистика - одна из главных проблем в продвижении большинства арктических территорий, считает директор департамента маркетинговых коммуникаций Русского географического общества Наталия Белякова. Ямал с этой задачей справился и перешел на следующий уровень: необходимо побороть имеющуюся конкуренцию за туриста - с одной стороны, подпирает активный Красноярский край, с другой стороны - Коми и Архангельская область.
"У Ямала определенно есть точки для роста. Например, внимание к сервисным протоколам и вообще кадрам, задействованным во взаимодействии с туристами. Несколько лет назад именно Ямал сделал не только памятку для турбизнеса по работе с коренными малочисленными народами, но и прописал правила приема гостей для местного населения. Сейчас федеральные эксперты обучают педагогов профильных колледжей Ямала. Вузов нужной специализации там нет, а медлить нельзя: в регионе уже заявлен к реализации ряд крупных рекреационных проектов, где в моменту окончания строительства должен быть полный кадровый комплект", - отмечает эксперт.
Внимание к коренным малочисленным народам - сильная сторона не только властей, но и бизнеса в автономном округе. "Заметную поддержку туристических амбиций региона дают крупные стейкхолдеры - сырьевые компании, которые в рамках корпоративной социальной ответственности поддерживают мероприятия, позволяющие формировать региону событийный календарь. Например, День рыбака и оленевода из совершенно локального праздника нескольких общин превратились в самостоятельные турмагниты. Также крупный ответственный бизнес поддерживает бытование традиционных занятий КМНС в рамках своих обязательств по осуществлению промышленной деятельности на общинных землях. В целом ситуация в регионе располагает к развитию туризма. Есть сильный и хорошо понимающий бенефиты туризма губернатор. Не потеряна культура этносов, тем более что ненцы относятся к числу самой обширной категории КМНС. Наконец, нет такой явной, как на Таймыре, угрозы смены традиционных укладов - в частности, интересного туристам оленеводства", - отмечает Наталия Белякова.
Покажи Ямал
"Центр развития туризма на Полярном Урале" собрал всю необходимую для путешественников информацию.
Одним из ярких результатов работы центра в 2024 году стало создание ресурса о туризме "Yamal.Travel". Сайт стал единой точкой входа в цифровой среде для туристов, что позволило качественно улучшить взаимодействие с гостями и повысить привлекательность региона. Сформировалась экосистема для любителей путешествий, где можно получить информацию о различных вариантах отдыха на Ямале, о достопримечательностях и маршрутах.
Также в регионе провели конкурс "Покажи Ямал". Более 150 видеоработ о достопримечательностях и красоте северного края нарисовали полную картину совершенно разного Ямала: местные жители продемонстрировали самые дальние уголки тундры, а гости региона по-своему представили, казалось бы, такую знакомую Арктику. Конкурс привлек внимание туристов со всего света и стал отличным стимулом приехать на Ямал и снять свой собственный видеотур.
Как отметила креативный продюсер, журналист, эксперт в области туризма и медиа, лектор Российского общества "Знание" Амалия Акопова, проект показал, что самое привлекательное с точки зрения продвижения туризма - это жители региона, их традиции и быт. "Ямал - это истории про невероятную природу Севера, истории про преодоление и про жизнь коренных малочисленных народов - то, что больше всего вдохновляет. Причем именно в ЯНАО в отличие от других регионов Арктики есть возможность познакомиться с бытом коренных народов не в бутафорных условиях, а в реальности. Это, мне кажется, то, на чем стоит сделать акцент при развитии туризма в регионе", - отметила Акопова.
Эксперт считает конкурсы такого формата одним из лучших инструментов продвижения территорий. Они позволяют вовлечь большую, географически неограниченную аудиторию. "Из традиционных средств продвижения я бы выделила подобного вида конкурсы, как один из ярких и достаточно эффективных инструментов для формирования узнаваемости региона", - добавила она.
По словам управляющего директора "Центра развития туризма на Полярном Урале" Ольги Филипенковой, для повышения интереса туристов в регион организуются медиадесанты. В этом году регион посетили более 20 федеральных журналистов и блогеров. "Мы сотрудничаем с федеральными телеканалами, освещая темы гастротуризма и мероприятий региона. Проект телеканала „Пятница“ - „Ненецкая свадьба“, проект телеканала НТВ „Поедем поедим“, с журналистами подготовлены ряд программ по гостеприимству, традиционной кухне народов Ямала", - уточнила Ольга Филипенкова.
Другой взгляд на "Ингилор"
В природном парке "Ингилор" сохранились редкие экосистемы и животные, занесенные в Красную книгу России. Здесь расположены и болотистые равнины, и бескрайние просторы тундры, Нефритовая долина, озеро Большое Щучье. В настоящее время в вольерном комплексе природного парка содержится более 130 особей мускусного быка. А по оценкам ученых, за пределами вольеров на Ямале проживает более 200 овцебыков. В этом году в парке родилось рекордное количество овцебыков - 29.
Чтобы сохранить уникальную природу национального парка, над его развитием работают и ученые. Они оценивают, сколько посетителей могут побывать на территории без ущерба для окружающей среды, определяют значимые участки в зонах, подверженных влиянию человека и на нетронутых территориях, анализируют состояние растительного покрова, воды и почвы.
Перед регионом стоит важная задача сделать парк узнаваемым природным объектом наравне, например, с озером Байкал. В 2024 году у природного парка появился свой фирменный стиль. Он включает в себя логотип, а также собственную айдентику и элементы, которые будут нанесены на транспорт, информационные стенды, сувенирную продукцию и рекламные материалы.
"Нашей командой совместно с подрядчиком был разработан современный брендинг для природного парка „Ингилор“, что является стратегически важным решением, которое принесет положительный эффект для развития всей туриндустрии региона. Новый бренд и айдентика создадут запоминающийся образ парка, выгодно отличая его от конкурентов и формируя новую трендовую идентичность. Новый бренд отражает монументальность и масштабность парка, своим логотипом показывая его тектоничность и арктическую суровость. Именно через брендинг передаются ценности парка, которые привлекают туристов: природа, экотуризм, культурные особенности. Стоит отметить и экологическую ответственность, бренд - это своего рода проводник экологически ответственного туризма и сохранения уникальной природы „Ингилора“", - прокомментировала управляющий директор "Центра развития туризма на Полярном Урале" Ольга Филипенкова.
Новые цели
Новым местом притяжения туристов на Ямале в будущем станут туристический кластер и горнолыжный курорт "Рай-Из". Уже сейчас этот горный массив - популярная вершина у туристов. А скоро здесь обустроят горнолыжный комплекс: трассы различной сложности, сервисный центр с горнолыжной школой, два отеля суммарно на 300 мест с ресторанами, а также всесезонные объекты досуга.
Все это потребует запуска новых проектов, направленных на работу по узнаваемости территории. Уже в текущем зимнем сезоне "Центром развития туризма на Полярном Урале" проработано несколько предложений для туристов: на вездеходе можно отправиться за северным сиянием в рамках тура "Ямал - сияние тундры". Маршрут "В дебри тундры" позволит погрузиться в быт кочевников, узнать об особенностях национальной кухни, рыбалке, жизни в чуме. А для тех, кто только открывает для себя путешествия на Север, подойдет четырехдневная программа "Впервые на Полярном круге".
"Ямал уникален тем, что здесь сохранилась традиционная культура и этника северных малочисленных народов. Именно это и привлекает сюда большое количество путешественников со всей страны. Среднегодовая загрузка гостиниц в округе составляет порядка 30%, что говорит о значительных возможностях для увеличения турпотока. Ожидается, что в зимнем сезоне в регион приедет более 65 тысяч путешественников", - сказала заместитель директора департамента экономики ЯНАО Ирина Грязнова.