18 декабря, 10:54
Партнерский материал

На теплый Север за два часа: Ямал развенчивает мифы о туризме в Арктике

Светлана Горбатых
Развитие внутреннего туризма в России предполагает не только напоминание об уже известных каждому дестинациях, но и продвижение новых территорий. Министерством экономического развития РФ создан сборник туров, где можно узнать о самых колоритных и уникальных уголках России. Вместе с тем и регионы делятся детальной информацией о курортах и гостиницах, о сервисах и достопримечательностях, чтобы погрузить гостей в атмосферу до их прибытия в регион

В 2024 году Ямало-Ненецкий автономный округ запустил большое количество информационных и популяризаторских проектов, которые помогли гостям округа узнать про заповедные места Полярного Урала, а местным специалистам в сфере туризма - про новые возможности. Отмечается ежегодный прирост туристов на Ямале, посетивших заповедные зоны: в 2024 году поток увеличился вдвое, превысив 4900 человек.

Про новые подходы к продвижению северных территорий - в материале ТАСС.

Новый образ региону

Многие привычно считают, что Ямал - это очень далеко и холодно. Регион готов сломать эти стереотипы и показать совершенно новый Полярный Урал. Современная транспортная инфраструктура позволяет добраться до этой северной территории из Москвы всего за 2,5 часа в любое время года.

Логистика - одна из главных проблем в продвижении большинства арктических территорий, считает директор департамента маркетинговых коммуникаций Русского географического общества Наталия Белякова. Ямал с этой задачей справился и перешел на следующий уровень: необходимо побороть имеющуюся конкуренцию за туриста - с одной стороны, подпирает активный Красноярский край, с другой стороны - Коми и Архангельская область.

"У Ямала определенно есть точки для роста. Например, внимание к сервисным протоколам и вообще кадрам, задействованным во взаимодействии с туристами. Несколько лет назад именно Ямал сделал не только памятку для турбизнеса по работе с коренными малочисленными народами, но и прописал правила приема гостей для местного населения. Сейчас федеральные эксперты обучают педагогов профильных колледжей Ямала. Вузов нужной специализации там нет, а медлить нельзя: в регионе уже заявлен к реализации ряд крупных рекреационных проектов, где в моменту окончания строительства должен быть полный кадровый комплект", - отмечает эксперт.

Внимание к коренным малочисленным народам - сильная сторона не только властей, но и бизнеса в автономном округе. "Заметную поддержку туристических амбиций региона дают крупные стейкхолдеры - сырьевые компании, которые в рамках корпоративной социальной ответственности поддерживают мероприятия, позволяющие формировать региону событийный календарь. Например, День рыбака и оленевода из совершенно локального праздника нескольких общин превратились в самостоятельные турмагниты. Также крупный ответственный бизнес поддерживает бытование традиционных занятий КМНС в рамках своих обязательств по осуществлению промышленной деятельности на общинных землях. В целом ситуация в регионе располагает к развитию туризма. Есть сильный и хорошо понимающий бенефиты туризма губернатор. Не потеряна культура этносов, тем более что ненцы относятся к числу самой обширной категории КМНС. Наконец, нет такой явной, как на Таймыре, угрозы смены традиционных укладов - в частности, интересного туристам оленеводства", - отмечает Наталия Белякова.

Константин Парфеньев / Центр развития туризма

Покажи Ямал

"Центр развития туризма на Полярном Урале" собрал всю необходимую для путешественников информацию.

Одним из ярких результатов работы центра в 2024 году стало создание ресурса о туризме "Yamal.Travel". Сайт стал единой точкой входа в цифровой среде для туристов, что позволило качественно улучшить взаимодействие с гостями и повысить привлекательность региона. Сформировалась экосистема для любителей путешествий, где можно получить информацию о различных вариантах отдыха на Ямале, о достопримечательностях и маршрутах.

Также в регионе провели конкурс "Покажи Ямал". Более 150 видеоработ о достопримечательностях и красоте северного края нарисовали полную картину совершенно разного Ямала: местные жители продемонстрировали самые дальние уголки тундры, а гости региона по-своему представили, казалось бы, такую знакомую Арктику. Конкурс привлек внимание туристов со всего света и стал отличным стимулом приехать на Ямал и снять свой собственный видеотур.

Константин Парфеньев / Центр развития туризма

Как отметила креативный продюсер, журналист, эксперт в области туризма и медиа, лектор Российского общества "Знание" Амалия Акопова, проект показал, что самое привлекательное с точки зрения продвижения туризма - это жители региона, их традиции и быт. "Ямал - это истории про невероятную природу Севера, истории про преодоление и про жизнь коренных малочисленных народов - то, что больше всего вдохновляет. Причем именно в ЯНАО в отличие от других регионов Арктики есть возможность познакомиться с бытом коренных народов не в бутафорных условиях, а в реальности. Это, мне кажется, то, на чем стоит сделать акцент при развитии туризма в регионе", - отметила Акопова.

Эксперт считает конкурсы такого формата одним из лучших инструментов продвижения территорий. Они позволяют вовлечь большую, географически неограниченную аудиторию. "Из традиционных средств продвижения я бы выделила подобного вида конкурсы, как один из ярких и достаточно эффективных инструментов для формирования узнаваемости региона", - добавила она.

По словам управляющего директора "Центра развития туризма на Полярном Урале" Ольги Филипенковой, для повышения интереса туристов в регион организуются медиадесанты. В этом году регион посетили более 20 федеральных журналистов и блогеров. "Мы сотрудничаем с федеральными телеканалами, освещая темы гастротуризма и мероприятий региона. Проект телеканала „Пятница“ - „Ненецкая свадьба“, проект телеканала НТВ „Поедем поедим“, с журналистами подготовлены ряд программ по гостеприимству, традиционной кухне народов Ямала", - уточнила Ольга Филипенкова.

Другой взгляд на "Ингилор"

В природном парке "Ингилор" сохранились редкие экосистемы и животные, занесенные в Красную книгу России. Здесь расположены и болотистые равнины, и бескрайние просторы тундры, Нефритовая долина, озеро Большое Щучье. В настоящее время в вольерном комплексе природного парка содержится более 130 особей мускусного быка. А по оценкам ученых, за пределами вольеров на Ямале проживает более 200 овцебыков. В этом году в парке родилось рекордное количество овцебыков - 29.

Светлана Горбатых

Чтобы сохранить уникальную природу национального парка, над его развитием работают и ученые. Они оценивают, сколько посетителей могут побывать на территории без ущерба для окружающей среды, определяют значимые участки в зонах, подверженных влиянию человека и на нетронутых территориях, анализируют состояние растительного покрова, воды и почвы.

Перед регионом стоит важная задача сделать парк узнаваемым природным объектом наравне, например, с озером Байкал. В 2024 году у природного парка появился свой фирменный стиль. Он включает в себя логотип, а также собственную айдентику и элементы, которые будут нанесены на транспорт, информационные стенды, сувенирную продукцию и рекламные материалы.

"Нашей командой совместно с подрядчиком был разработан современный брендинг для природного парка „Ингилор“, что является стратегически важным решением, которое принесет положительный эффект для развития всей туриндустрии региона. Новый бренд и айдентика создадут запоминающийся образ парка, выгодно отличая его от конкурентов и формируя новую трендовую идентичность. Новый бренд отражает монументальность и масштабность парка, своим логотипом показывая его тектоничность и арктическую суровость. Именно через брендинг передаются ценности парка, которые привлекают туристов: природа, экотуризм, культурные особенности. Стоит отметить и экологическую ответственность, бренд - это своего рода проводник экологически ответственного туризма и сохранения уникальной природы „Ингилора“", - прокомментировала управляющий директор "Центра развития туризма на Полярном Урале" Ольга Филипенкова.

АНО "Центр развития туризма на Полярном Урале"

Новые цели

Новым местом притяжения туристов на Ямале в будущем станут туристический кластер и горнолыжный курорт "Рай-Из". Уже сейчас этот горный массив - популярная вершина у туристов. А скоро здесь обустроят горнолыжный комплекс: трассы различной сложности, сервисный центр с горнолыжной школой, два отеля суммарно на 300 мест с ресторанами, а также всесезонные объекты досуга.

Все это потребует запуска новых проектов, направленных на работу по узнаваемости территории. Уже в текущем зимнем сезоне "Центром развития туризма на Полярном Урале" проработано несколько предложений для туристов: на вездеходе можно отправиться за северным сиянием в рамках тура "Ямал - сияние тундры". Маршрут "В дебри тундры" позволит погрузиться в быт кочевников, узнать об особенностях национальной кухни, рыбалке, жизни в чуме. А для тех, кто только открывает для себя путешествия на Север, подойдет четырехдневная программа "Впервые на Полярном круге".

АНО "Центр развития туризма на Полярном Урале"

"Ямал уникален тем, что здесь сохранилась традиционная культура и этника северных малочисленных народов. Именно это и привлекает сюда большое количество путешественников со всей страны. Среднегодовая загрузка гостиниц в округе составляет порядка 30%, что говорит о значительных возможностях для увеличения турпотока. Ожидается, что в зимнем сезоне в регион приедет более 65 тысяч путешественников", - сказала заместитель директора департамента экономики ЯНАО Ирина Грязнова.