9 НОЯ, 18:32

Историки, философы и политологи обсудили концепцию патриарха Кирилла о русском мире

Дискуссия состоялась в преддверие открытия Всемирного русского народного собора

МОСКВА, 9 ноября. /ТАСС/. Концепцию патриарха Кирилла о русском мире обсудили на круглом столе историки, философы и политологи. Дискуссия состоялась в Фонде Института социально-экономических и политических исследований в преддверии открытия Всемирного русского народного собора (ВРНС, открывается 10 ноября в Москве).

На встрече был представлен сборник "Семь слов о русском мире", составленный из выступлений патриарха в разных городах России на форумах ВРНС, а также на Рождественских парламентских встречах.

Русский мир как цивилизация

Патриарх Кирилл называет русским миром единый духовный и культурный мир восточных славян. "Русский мир - это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности", - говорил он.

В своих выступлениях он неоднократно подчеркивал, что понятие "русский мир" и его ценности объединяют разные народы исторической Руси вне зависимости от их нынешних политических предпочтений и государственных границ. Это не политический феномен и не социальный проект.

"Если говорить о цивилизации, то Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем русским миром. Русский мир - от киевской купели крещения. Русский мир - это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами - и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную", - говорил предстоятель РПЦ в авторской программе "Слово пастыря".

Русский мир поможет Западу в решении социальных проблем

Заведующий кафедрой "Прикладная политология" Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов назвал "интересным" тезис патриарха о том, что Запад сталкивается с такими вызовами, с которыми он в одиночестве не справится, и о том, что русский мир не противопоставляет себя Западу, а "собирается помогать Западу в решении действительно актуальных моральных, политических и прочих проблем".

По его словам, речь идет "уже не только о сексуальных и прочих меньшинствах, там социальный авангардизм идет гораздо дальше". "И эту позицию (патриарха) нужно заявлять, несмотря на то, что в современном мире она может называться отсталой и подвергаться жесткой критике", - считает политолог.

"Советофобия - форма русофобии"

"Патриархом предлагаются решения, исходя из целостного интегрального подхода о единстве всех периодов. Не противопоставляя, не выделяя ни один период, не говоря о том, что был период так называемого россиянства, который должен был зачеркнуть все то, что было до этого", - отметил в своем выступлении профессор МГУ Михаил Маслин, специалист по истории русской философии.

"Я глубоко убежден, что советофобия тоже является одной из форм русофобии.

И патриарх при том, что судьба церкви в советский период была сложна, не зачеркивает этот период", - заметил ученый.

Об опасности региональной идентичности

Политолог Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии, в свете патриарших выступлений обратил внимание на проблему опасности "региональной идентичности". Он отметил, что в рекламе сейчас присутствуют лозунги: "Я чеченец - я россиянин, я татарин - я россиянин, я москвич - я россиянин". По мнению политолога, "через 20 лет мы столкнемся с социальными движениями, с эффектами сибирской нации, казанской нации, отдельных от русских, то есть способом, когда русская идентичность не приветствуется".

Патриарх как социальный мыслитель

Патриарх исходит из традиционной для русской мысли понятия "большого народа". Оно имплицитно присутствует уже в "Повести временных лет", проходит через все русское летописание, через труды классиков русской исторической мысли, встречается в трудах Щербатова, Болдина, Карамзина, Соловьева, Ключевского, отметил профессор МГУ Маслин.

Читать на tass.ru
Теги