Клуб подводников нашел потомков моряков подлодки, погибшей у берегов Швеции в 1916 году
Найдены родственники девяти членов экипажа, в России проживают представители трех семей, еще три найдены в Белоруссии, две семьи во Франции и одна в США
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 января. /ТАСС/. Петербургский Клуб моряков-подводников нашел потомков девяти членов экипажа российской подводной лодки "Сомъ", затонувшей у берегов Швеции в 1916 году. Их поиски были начаты в августе 2015 года, когда лодка была обнаружена водолазами.
"В результате поисков, к которым подключились СМИ, удалось найти потомков девяти членов экипажа, в том числе командира лодки, - рассказал ТАСС председатель Клуба Игорь Курдин. - В России проживают представители трех семей, еще три найдены в Белоруссии, две семьи во Франции и одна в США".
Найдены родственники командира подлодки
По словам Курдина, в экипаже подлодки было немало выходцев из казачьих семей, поэтому активнее всего поиски идут в Южном федеральном округе.
"В Ростове-на-Дону найдены потомки командира лодки, лейтенанта Хрисанфа Константиновича Бугураева, - рассказал Курдин. - Он родился в 1891 году в станице Усть-Белокалитвинской, служил на крейсере "Аврора", а с 1912 года перешел в подводный флот, за участие в боевых походах был награжден орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом. В апреле 1916-го стал командиром "Сомъ".
Поиски потомков других членов экипажа (общая численность составляла 18 моряков), будут продолжены, сказал Курдин.
"Лодка могла бы стать музейным экспонатом"
Параллельно идут переговоры со шведской стороной о признании места гибели лодки воинским захоронением и о возможном подъеме.
"Лодка могла бы стать музейным экспонатом в России, - считает председатель Клуба моряков-подводников. - Мы уже провели консультации с музеем Королевского военно-морского флота Великобритании в Портсмуте, который располагает аналогичным экспонатом, они готовы поделиться опытом консервации таких кораблей".
"Мы обратились в МИД РФ и получили официальный ответ о том, что шведским властям направлен запрос на проведение совместного обследования места обнаружения лодки с привлечением спасательных судов Балтийского флота и специалистов ВМФ России, - сказал Курдин. - По дипломатическим каналам Шведскому обществу антропологии и географии направлено письмо Русского географического общества с предложением провести совместную экспедицию по исследованию подводных объектов на Балтике, одним из которых может стать эта подводная лодка".
Источник в ВМФ России подтвердил ТАСС, что "переговоры со шведской стороной ведутся, и в случае их благоприятного исхода экспедиция может состояться уже весной 2016 года".
Установление мемориальной доски и обелиска
В дальнейшем моряки предлагают провести в районе гибели подлодки "Сомъ" памятную церемонию с возможным участие ВМС Швеции. Для увековечения памяти экипажа петербуржцы предлагают установить мемориальную доску в Кронштадском Морском соборе, где уже установлены подобные мемориальные доски с именами российских моряков, погибших на море до 1917 года, а капсулу с морской водой с места гибели корабля захоронить в братской могиле на Серафимовском кладбище в Петербурге и установить там обелиск с поименным списком экипажа ПЛ "Сомъ".
О "подводной войне" во время Первой мировой - в спецпроекте ТАСС
Подводная лодка "Сом" - экспериментальная, затем головная в серии субмарина, разработанная под руководством американского инженера Артура Леопольда Буша. Построена в 1901-1902 годах по проекту Holland VIIR на верфи Crescent Shipyard в Элизабете, шт. Нью-Джерси, США.
Заложена в 1901 году под именем Fulton, спущена на воду 2 июня 1901 года. До 1904 года в рекламных целях проходила испытания в США. 28 апреля 1902 года вышла в Чесапикскую бухту, где произошла авария - на борту лодки из-за электрической искры взорвался скопившийся в прочном корпусе "гремучий газ" (смесь водорода и кислорода). В результате ожоги и отравления получили командир, четверо подводников и австрийский морской офицер.
28 апреля 1904 года при посредничестве товарищества Невского судостроительного и механического заводов (Санкт- Петербург) была приобретена Российским императорским флотом.