25 ФЕВ, 12:02

ФСО приоткроет тайны автомобилей первых лиц

К юбилеям гаража особого назначения и почетного эскорта Федеральная служба охраны организует специальную выставку

МОСКВА, 25 февраля. /Корр.ТАСС Вероника Романенкова/. Роскошный автомобиль не только средство передвижения, но и надежная защита для пассажиров, убеждены в Федеральной службе охраны (ФСО). Два ее транспортных подразделения в нынешнем году отмечают юбилеи: гаражу особого назначения (ГОН) исполняется 95 лет, почетному эскорту - 60. К этим памятным датам ФСО организует специальную выставку в Сокольниках, которая пройдет 4-8 марта, сообщил на пресс-конференции официальный представитель ФСО Сергей Девятов.

"До последних лет практически все, что касалось транспортного обслуживания первых лиц страны, было засекречено; теперь же мы показываем и рассказываем все, что можно с точки зрения охранения гостайны", - отметил он.

ГОН, который в ФСО называют визитной карточкой, обеспечивает автомобильное обслуживание первых лиц государства - президента и премьера. В гараже насчитывается более ста автомобилей, а также мотоциклы для почетного эскорта. Но точное количество транспортных средств держится в секрете.

Начало

В начале ХХ века высочайшие особы России стали отказываться от карет и пересели в автомобили. В 1907 году был создан Собственный Его императорского величества гараж, закупивший несколько иномарок, с которых и началась история обеспечения руководителей российского государства автомобильным транспортом.

Как рассказал корр. ТАСС официальный представитель ФСО, доктор исторических наук Сергей Девятов, после 1917 года весь автопарк из 56 машин Императорского гаража был реквизирован, а бывшие царские автомобили стали обслуживать лидеров советского государства - Владимира Ленина, Льва Троцкого, а затем и других. Еще спустя четыре года "ввиду особых соображений" ленинский гараж получил статус специального. 1 января 1921 года считается днем образования ГОН.

Первые 20 лет работы гараж использовал зарубежные автомобили за неимением отечественных. Так, Ленин пользовался "Роллс-Ройсом", Иосиф Сталин предпочитал "Паккард". В арсенале ГОН были "Линкольны", "Кадиллаки", "Бьюики". Все это были первоклассные на тот момент автомобили. Например, "Роллс-Ройс" Ленина модели "Серебряный призрак" имел посеребренные детали и был практически бесшумен при движении, ведь считалось, что самый громкий звук в салоне такого автомобиля - это тиканье часов пассажира.

ГОН и ВОВ

По данным ФСО, за годы Великой Отечественной войны ГОН обеспечил 158 поездок на фронт и в прифронтовые районы руководителей страны. При этом ни одно охраняемое лицо не погибло, хотя чрезвычайных ситуаций было огромное количество.

Сотрудники гаража особенно гордятся, что даже во время войны их автомобили возили Сталина и Жукова на фронт, участвовали в Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях. Например, в 1943 году в Тегеране работали 10 автомобилей.

Советские лимузины - лучшие в мире

В те же годы советские лидеры задумались об импортозамещении в сфере автомобилей для первых лиц. Впрочем, судьба столь специфичного сегмента оказалась еще более драматичной, чем российского автопрома в целом. Сначала все шло замечательно. Специалистов отзывали с фронта, чтобы в 1944 году утвердить образец первого семиместного легкового ЗИС-110. К 1958 был изготовлен образец принципиально нового представительского лимузина ЗИЛ-111. Но в то же время программа выпуска легковых автомобилей высшего класса была значительно сокращена: с 200-250 ЗИС-110 в год до 10-12 ЗИЛ-111. При этом сборку перенесли с главного конвейера Завода имени Лихачева в охраняемый спеццех, она стала ручной, штучной, а значит, очень дорогой. Например, по ценам 1998 года себестоимость одного ЗИЛа равнялась трем "Мерседесам".

Однако еще несколько десятилетий эта практика продолжалась, автомобили модифицировались и, по признанию специалистов, ни в чем не уступали или даже превосходили зарубежные аналоги. Например, наша знаменитая "Чайка" еще в 1958 году была оснащена электрическими стеклоподъемниками и получила высшую награду на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе.

Последним отечественным лимузином представительского класса стал бронированный ЗИЛ-41052, выпущенный в середине 80-х годов прошлого века и на тот момент не имевший аналогов в мире. Он обладает наивысшим классом безопасности, а конструкция шасси такова, что на дороге его невозможно перевернуть. На таком автомобиле ездил последний генеральный секретарь ЦК КПСС, он же первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.

В дополнение к представительским лимузинам в 1989 году на ЗИЛе построили специальный автомобиль охраны и сопровождения "Скорпион". Сотрудники охраны могли ехать, стоя на подножках, при необходимости заднее стекло и стекла в дверях мгновенно падали, люк в крыше сдвигался и машина в доли секунды превращалась в боевой автомобиль огневой поддержки. Таких чудес техники выпустили 8 штук.

До сих пор несколько отечественных автомобилей ЗИЛ, которые во времена СССР возили руководителей страны, доживают свой век в ГОН. Последний ЗИЛ завод поставил гаражу в 2003 году. Сегодня таких машин остались единицы; они участвуют в выставках и соревнованиях. 

Правда, в 1988 была предпринята последняя попытка создания принципиально нового отечественного базового лимузина, но дальше двух опытных образцов работа не пошла.

"Мерседес" для российского лидера

Первый Mercedes-Benz-S500 на службе ГОН изготавливался специально для первого президента России Бориса Ельцина. В 1994 году было сделано два синих автомобиля, еще два темно-синих - в 1997. Второй президент России Владимир Путин ездил уже в основном на черных Mercedes-Benz S600 Guard Pullman W220 (заводское бронирование, кузов удлинен на 1 м, система аварийного пробега, позволяющая машине ехать не менее 30 км со скоростью до 80 км/ч даже при резком падении давления воздуха в шинах). Эти машины эксплуатируются в ГОН и сейчас.

Новый президент Дмитрий Медведев стал передвигаться на новом Mercedes-Benz Pullman S600 Guard W221. Его кузов удлинен на 1,15 м относительно стандартной модели, использовано множество инноваций в техническом оснащении, задняя часть салона - с четырьмя комфортабельными сиденьями, обращенными друг к другу, а высота крыши над задней частью салона увеличена.

Проект "Кортеж"

Последние годы российские министры размышляют над необходимостью возобновления производства отечественных автомобилей для высшего руководства страны. Этот проект назван "Кортеж" и подразумевает разработку и выпуск линейки транспортных средств, в которую войдут не только лимузины представительского класса, но и автомобили для широкого потребителя.

В декабре 2015 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что в ближайшие месяцы появится первый опытный образец автомобиля из проекта "Кортеж", а первая предсерийная партия будет отгружена ФСО на экспертизу и испытания в конце 2017. Разработка держится в строжайшей тайне. "Никому не будем показывать. Интрига должна сохраняться до конца", - объяснял Мантуров.

Ранее представители ФСО неоднократно говорили, что готовы взять на вооружение ГОН отечественные автомобили, если их характеристики будут соответствовать высоким требованиям безопасности.

Пока же ФСО вполне удовлетворена имеющимися сейчас автомобилями, которые отвечают требованиям надежности, безопасности, скорости. 

Высокая планка правил

Менялось политическое устройство государства, летел вперед технический прогресс, но ГОН всегда исходил из главного и безусловного требования - способности обеспечить безопасность пассажиров. "С первых дней существования коллектив ГОН выполнял важную и ответственную задачу - обеспечить безопасное транспортное обслуживание высших руководителей государства", - отмечал ранее директор ФСО Евгений Муров. А главный закон ГОН сформулировал еще в 1968 году один из его начальников Борис Клен: "Автомобиль ГОН не должен быть участником дорожно-транспортного происшествия".

Ветеран ГОН Юрий Ланин, прослуживший здесь 30 лет и прошедший путь от водителя до начальника, рассказывал ТАСС, что в гараже до сих пор не изменилась система работы, сформировавшаяся в 60-х годах прошлого века. "ГОН - это воинское подразделение со строгой дисциплиной и особыми требованиями к сотрудникам, которые должны не только блестяще управлять автомобилем, уметь пользоваться оружием, идеально знать местность", - сказал он. По его словам, неизменными остаются ежедневный техосмотр автомобилей и правило - ни одной женщины-водителя. И, конечно, самая высокая дисциплина.

Как отметил Девятов, подготовка водителей для первых лиц государства занимает 7-12 лет, все водители имеют звания офицеров. В ФСО держат в секрете, сколько водителей есть у нынешних руководителей России. "При нынешнем тяжелейшем графике работы руководство страны, конечно, ни один, ни два водителя с такой задачей не справятся", - считает Девятов. Говоря о сложности такой работы, он привел лишь один пример: за время тренировки водитель теряет 2-3 кг.

"ДТП с автомобилями ГОН бывали, каждое из них влечет за собой внутреннее расследование, и даже если оно покажет, что водитель не виноват, его все равно накажут", - подчеркнул Девятов.  

За всю историю гаража случилось лишь несколько неприятных инцидентов. Самый серьезный и известный - обстрел кортежа на въезде в Кремль террористом в 1969 году, когда погиб водитель Жарков. "Конечно, бывали случаи, когда спускали колеса, но их единицы", - рассказал ветеран. Впрочем, он припомнил еще один неординарный эпизод, когда в 1970-х годах навстречу кортежу в районе нынешнего парка Победы в Москве выбежал лось и прыгнул на капот машины, в которой ехал министр обороны СССР Дмитрий Устинов. Водитель Зеленов даже в столь сложной и неожиданной ситуации смог удержать автомобиль на дороге и благополучно его остановить.

Ветераны вспоминают и ЧП 1936 года с машиной Григория Орджоникидзе на улице Варварка в самом центре Москвы. Автомашина перескочила бордюр на всем ходу и врезалась в дерево. Полностью был оторван руль, что было признано производственной недоработкой американской фирмы-изготовителя. Инцидент подтолкнул к работе над производством отечественных автомобилей.

Еще одна традиция ГОН - его автомобили должны быть во всех поездках и визитах главы государства. Слишком велик риск для высокопоставленных особ пользоваться чужой техникой. Первым за границу со своими автомобилями стал выезжать еще Николай II в 1910 году. Теперь этого правила всегда придерживаются президенты России. Кроме российских лидеров свои автомобили во время поездок также использует лишь президент США.

Автомобили ГОН только за последнее время проехали по дорогам более чем 80 стран ближнего и дальнего зарубежья, побывали в Америке, Африке, Австралии.

Машины ГОН возят не только своих президентов, но и их гостей. Например, водитель-ветеран Константин Бородкин в беседе с корр. ТАСС вспоминал, как возил приятную во всех отношениях г-жу Никсон (супругу экс-президента США) и очень красивую Имельду Маркос, жену президента Филиппин.

Экспозиция в Сокольниках

Организаторы выставки обещают, что на ней будут собраны лучшие образцы технической мысли своего времени. Так, в экспозицию вошли ленинский "Роллс-Ройс", серийные бронированные ЗИС сталинского периода, "Чайки" хрущевской поры, одна из которых та самая, что подверглась обстрелу террориста в 1969 году.

На выставке можно  будет увидеть "Волги" Леонида Брежнева, автомобили выездной охраны, все модели мотоциклов, служившие в почетном эскорте.

ФСО также намерена продемонстрировать "Мерседес", который в настоящее время возит руководителей страны. Всего в Сокольниках будет представлено более 80 автомобилей.

Читать на tass.ru