12 АПР, 18:28

Депутат предлагает узаконить участие добровольцев в военных действиях за рубежом

В качестве целей добровольчества указывается "оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней", "безвозмездное участие в массовых мероприятиях с согласия их организаторов"

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Базовый законопроект, регулирующий деятельность добровольцев в том числе во время боевых действий за пределами России, внесен в Госдуму. Соответствующий документ размещен в электронной базе данных нижней палаты российского парламента. Законопроект внес депутат Госдумы Максим Шингаркин (ЛДПР).

Документ содержит определений понятий добровольчество, которое определяется как "безвозмездная передача результатов труда обществу; совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца". Также Шингаркин предлагает определить понятие "доброволец" как "физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения". Кроме того, в законопроекте содержаться определения добровольческий организаций, объединений и акций.

Цели и задачи

В качестве целей добровольчества Шингаркин указывает: "оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней", "безвозмездное участие в массовых мероприятиях с согласия их организаторов", а также "оказание помощи людям в России и за пределами России, в том числе в целях преодоления гуманитарной, техногенной катастрофы, во время военных конфликтов, в том числе в местах боевых действий в гуманитарных и иных общественно полезных целях".

Среди задач добровольческой деятельности значатся "помощь государству в решении его социальных задач", "оказание первой помощи российским гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства", а также "охрана российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства от последствий техногенных, природных катастроф, вооруженных конфликтов и иных происшествий, а также их жизненно необходимого имущества"

Добровольцы за рубежом

Среди прочего Шингаркин предлагает урегулировать деятельность добровольцев за рубежом. "Деятельность добровольца за пределами РФ в местах боевых действий и (или) на территории, которая является предметом спора двух или более сторон, является законной в соответствии с международным законодательством и Конституцией РФ и считается допустимой при наличии оснований полагать, что доброволец действовал исключительно в интересах государства пребывания и РФ, исключительно в целях самообороны, защиты мирных граждан, жизненно важных объектов и объектов гражданской инфраструктуры".

При этом документ обязывает добровольца уведомлять "о результатах своей деятельности, времени и месте своего нахождения после прибытия в РФ в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере международных отношений РФ".

В тоже время в законопроект предусматривает, что доброволец не должен действовать "на стороне или в интересах запрещенной в России в соответствии с федеральным законом организации или группы, являющейся причиной или источником военного конфликта, а также в случае если предоставленная добровольцем информация полностью достоверна, передана в течении десяти дней после прибытия в Российскую Федерацию"

Проект закона также касается вопросов применения оружия. "Доброволец, находящийся с гуманитарными целями за пределами РФ, имеющий соответствующие разрешения, на ношение и применение оружия и спецсредств, полученные на территории РФ в соответствии с российским законодательством и законодательством государства пребывания, имеет право их применять за пределами РФ в целях самообороны, охраны третьих лиц, а также собственности и собственности третьих лиц только в том случае если его деятельность не противоречит международному законодательству, при наличии оснований полагать, что доброволец действовал исключительно в интересах государства пребывания и РФ".

Это не первый законопроект о волонтерской деятельности. В 2013 году сенаторы Александр Борисов, Юрий Воробьев и Валерий Рязанский внесли законопроект о волонтерах. Главным образом он регулировал участие добровольцев в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.

Поправки в УК

Отдельным законопроектом Шингаркин предлагает внести поправки в действующий Уголовный кодекс и отделить добровольцев, ведущих свою деятельность в зоне военных действий за границей, от военных наемников. Согласно статье 359 ("Наемничество") Уголовного кодекса (УК) РФ, участие наемника в военном конфликте карается лишением свободы от трех до семи лет. Наемника УК определяет как человека, действующего в целях получения материального вознаграждения и не являющегося гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающего постоянно на его территории, а также не являющегося лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Шингаркин предлагает добавить, что наемник также не является "добровольцем любого гражданства, действующим на основании неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону", если произойдет вооруженное нападение.

Как отмечает депутат в пояснительной записке, действующее в настоящее время правовое регулирование добровольцев, участвующих в военных конфликтах, законодательно не определено, что ведет к правовой коллизии и по сути приравнивает их к наемникам. "В то же время граждане России, действующие самостоятельно в миротворческих целях на территории других государств, вынуждены оказывать вооруженное сопротивление исключительно незаконным террористическим вооруженным группам, защищая мирных граждан и объекты гражданской инфраструктуры", - отмечает автор проекта.

Шингаркин подчеркивает, что особенностью действий добровольцев является "осуществление миротворческой деятельности даже без официального направления Российской Федерации", а использование оружия "только в выше обозначенных целях" должно быть признано допустимым и не предусматривать уголовной ответственности. "Их действия должны быть в части самообороны", - резюмирует парламентарий.

Вопрос добровольного участия российских граждан в военных действиях за рубежом стал резонансным в ходе конфликта на украинском Донбассе. Некоторые граждане РФ, в том числе бывшие или ушедшие в отпуск военнослужащие, участвовали в боевых действиях на стороне ополчения провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. "Мы никогда не скрывали, что российские граждане есть на востоке Украины. Та есть граждане, которые туда отправились вместе, кстати, с сербами, с испанцами, с итальянцами… Да, они там воюют", - заявил накануне министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Читать на tass.ru
Теги