14 мая 2016, 02:29

Россия ознакомила ООН с инновационной программой кочевых школ

Презентацию для участников Постоянного форума по вопросам коренных народов провели глава ФАДН Игорь Баринов и заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Ирина Сидорова

ООН, 14 мая. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Россия познакомила  ООН с программой кочевых школ - инновационным методом получения образования, который позволяет обучать детей малых коренных народов, не вырывая их из семей и привычной среды обитания, тем самым оберегая от стресса.

Презентацию для участников 15-й сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов провели глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов и заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Ирина Сидорова.

Как сообщил глава ФАДН, первая кочевая школа была создана в Якутии в 90-е годы XX века. По его словам, Республика Саха (Якутия) "является передовым регионом в распространении подобного опыта", его переняли не только российские регионы, в том числе Ямало-Ненецкий, Ханты- Мансийский автономные округа, Красноярский край, Амурская область, но и кочевые школы Скандинавии, Северной Америки и Африки.

По словам Баринова, в Якутии действуют более 10 кочевых школ в девяти улусах (районах), в которых обучается 121 школьник. Обучением детей постоянно занимаются 26 педагогов и воспитателей. "Важным преимуществом кочевой школы является предоставление ребенку возможности жить в привычных условиях, что облегчает адаптацию к образовательному процессу. Кроме того, сохраняется традиционное семейное воспитание", - указал Баринов.

Гибкий подход

В свою очередь Ирина Сидорова рассказала о применяемых в ЯНАО трех моделях образования кочевых народов: о школах в национальных поселках, в которых дети проживают 5 дней в неделю; стационарных, полностью оснащенных кочевых школах, развернутых на факториях (в местах, куда кочевники приезжают для пополнения запасов и получения медпомощи); "подлинно кочевом образовании". Последнее подразумевает, что учитель вместе с кочевниками путешествует от стойбища к стойбищу и помогает родителям обучать детей. "Иногда перемещение учителя за семьями составляет до 500 км. Мы выдаем экипировку, транспорт, чум и все необходимое для работы воспитателя", - заявила вице-губернатор.

По ее словам, параллельно существуют школы-интернаты, в которых государство обеспечивает детей питанием, одеждой и всем необходимым для учебы. Основная же цель кочевых школ - подготовить мальчиков и девочек к непривычным для них условиям. "Нам важно вывести из тени те семьи, в которых удерживают детей от школы как можно дольше. У нас это стало получаться в последние три года", - сказала она.

Обмен опытом

Участники встречи, в том числе представители коренных народов других регионов, остались под впечатлением от российской презентации, подчеркивая важность обмена опытом. В свою очередь представитель секретариата Постоянного форума по вопросам кочевых народов Жерве Нзоа заявил, что был "по-настоящему тронут презентацией". "Вот это - реальная работа. Я считаю, что очень полезно делиться таким опытом с коллегами, чтобы посмотреть, как мы можем использовать его для других народов", - сказал он.

По итогам заседания Игорь Баринов заявил журналистам, что Россия "будет рада, если этот опыт кому-то покажется интересным и его будут заимствовать". По его словам, сейчас ФАДН ставит задачей совместно с Министерством образования сделать практику кочевых школ "характерной для всех субъектов, где коренные малочисленные народы ведут кочевой образ жизни". "Это пока пилотный проект, но мы хотим сделать его полноценной программой", - сказал он. 

Теги:
Россия