2 августа 2016, 10:55

В Рио-де-Жанейро идет борьба за деньги болельщиков и туристов

Buda Mendes/ Getty Images
По прогнозам Министерства туризма Бразилии, за время соревнований Рио примет около полумиллиона гостей

РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 2 августа. /Корр. ТАСС Дарья Юрьева/. Очереди в последние дни стали неотъемлемой частью пейзажа знаменитой набережной Копакабана в Рио-де-Жанейро. В конце июля здесь была установлена скульптурная композиция, изображающая пять олимпийских колец. Желающих сфотографироваться на ее фоне так много, что ради возможности сделать снимок иногда приходится ждать около 40 минут.

В этой очереди можно встретить и местных жителей, и туристов из других регионов Бразилии, и иностранцев. Большинство спортивных делегаций, которые участвуют в предстоящих Олимпийских играх, уже находятся в Рио-де- Жанейро.

Вслед за ними в южноамериканский город начали прибывать болельщики и туристы. По прогнозам Министерства туризма Бразилии, за время соревнований Рио-де-Жанейро примет около полумиллиона гостей.

Цены идут на рекорд

К наплыву туристов усиленно готовятся местные предприниматели. Неподалеку от очереди к олимпийским кольцам ведут борьбу за клиентов представители малого бизнеса - владельцы небольших раскладных палаток, у которых можно взять в аренду пляжные зонтики и кресла, а также купить воду, кокосы и различные закуски. В период соревнований такие торговые точки расположены на пляжах Копакабана и Ипанема примерно в 50 метрах одна от другой.

"Да, приток туристов уже ощущается. Будем надеяться, что погода не подведет, люди придут на пляж и мы сможем заработать", - сказал корреспонденту ТАСС Линди Налву, владелец одной из палаток на Копакабане.

И Налву, и его конкуренты по пляжному бизнесу, с которыми пообщалась корреспондент ТАСС, сначала отрицали, что подняли цены на свои товары и услуги на время Олимпиады. Однако даже для человека, прожившего всего несколько месяцев в Рио-де-Жанейро, изменения очевидны. Если в июне аренда пляжного зонтика на Копакабане колебалась от 5 до 10 реалов (от $1,53 до $3), то сегодня за него все чаще просят 15-20 реалов ($4,6-$6).

После более продолжительного разговора многие собеседники корреспондента ТАСС признавались: цены завышены с расчетом на то, что клиент будет торговаться и добьется скидки. "Мы всегда готовы сделать специальное предложение. Если кто-то не может столько заплатить, мы немного снизим цену, до пяти-семи реалов, например. А с постоянных клиентов мы всегда берем меньше, особенно если они вежливые и общаются с нами с уважением", - заявил Лусиану Бруну, который работает на одном из самых оживленных участков Копакабаны.

Его коллега Жанаина Алвес рассказывает, что возлагает на Олимпиаду особые надежды, так как местные жители в последние месяцы стали тратить меньше денег из-за финансовых проблем. Она также назвала свои цены "условными". "У нас, конечно, есть прейскурант, но если клиент плохо отреагирует на предложение, мы можем сделать скидку", - отметила Алвес.

Олимпийские сувениры: футболки, вьетнамки и шампанское

Здесь же, на Копакабане, расположена еще одна приманка для приехавших на Олимпиаду туристов - официальный магазин сувениров с символикой соревнований. На его полках можно найти самые разнообразные товары: от детских рюкзаков с изображением талисмана игр (170 реалов, что соответствует примерно $52) до бутылок шампанского с олимпийским логотипом (80 реалов или $25). Многие потенциальные клиенты жалуются на высокие цены, другие говорят, что все равно не уедут из Рио-де-Жанейро без памятных покупок.

"Нам все здесь очень нравится, но футболки стоят дорого (в среднем около 100 реалов или $31 - прим. ТАСС). Вместе с тем мы должны понимать, что эти товары будут продаваться всего месяц. К тому же, речь идет о сувенирах Олимпиады, логично, что за это берут дополнительные деньги. Мы с женой все равно купим здесь подарки внукам и друзьям", - сказал ТАСС Мауро Сабадини, турист из Аргентины.

Продавцы уверяют, что цены соответствуют рыночной стоимости представленных товаров. "Я еще не встречал покупателя, который сказал бы, что цена слишком низкая, всегда жалуются, что она высокая. Если бы это было действительно так, наши дела шли бы гораздо хуже. Но уже за первые две недели работы магазина показатели продаж нас очень порадовали", - отметил в беседе с корреспондентом ТАСС Ник Прайс, представитель компании REBL, которая обладает эксклюзивными правами на реализацию сувениров с символикой игр в Рио-де-Жанейро.

По его словам, покупателей в Рио-де-Жанейро интересует примерно та же продукция, что и туристов, посетивших, например, Олимпиаду в Лондоне в 2012 году. "Это не первые крупные соревнования, на которых мы работаем, и самые ходовые товары всегда одни и те же - футболки и игрушки-талисманы. Единственное, что выделяется по популярности именно здесь, это вьетнамки, такой типичный для Бразилии аксессуар. Мы раньше никогда не продавали олимпийские шлепанцы", - отметил Прайс.

Для тех, кто решил сэкономить на сувенирах, такая возможность все же есть. Всего в двухстах метрах от официального магазина можно купить футболку с олимпийской символикой у уличных торговцев. В этом случае ее цена упадет со 100 реалов до 25 ($7,6), но и по качеству товар будет сильно проигрывать официальной продукции. От общения с прессой продавцы отказываются, опасаясь привлечь внимание полиции: правоохранительные органы провели уже несколько рейдов по выявлению олимпийского контрафакта, однако полностью остановить торговлю им так и не удалось.

"Мы говорим по-английски"

Если жители Копакабаны привыкли к наплыву туристов, которые ежегодно останавливаются в этой части Рио-де-Жанейро во время карнавала и новогодних праздников, то в районе Барра-да-Тижука до начала Олимпиады не слишком часто можно было услышать иностранную речь. Зато сейчас здесь расположен главный кластер соревнований и Олимпийская деревня, так что местные жители стараются быть гостеприимными хозяевами. Несколько недель назад многие магазины и кафе начали вывешивать объявления "Мы говорим по- английски" и переводить меню на английский и испанский языки. Возле некоторых заведений появились стеллажи все с теми же вьетнамками, доказавшими свою популярность у туристов.

В разгар экономического кризиса в Бразилии и роста числа безработных (по данным на конец июня, этот показатель составил 11,6 млн человек) Олимпийские игры могут стать для кого-то шансом поправить свое финансовое положение. Однако эксперты предупреждают, что такой эффект будет, скорее всего, краткосрочным и локальным. "Можно выделить два положительных момента, связанных с Олимпиадой. Первый является краткосрочным, он касается розничной торговли и сферы услуг, здесь рост доходов будет очень серьезным", - заявил корреспонденту ТАСС Агостинью Сэлсу Паскаликьо, экономист, преподаватель Пресвитерианского университета Маккензи.

По его мнению, вторым положительным следствием соревнований станет улучшение транспортной инфраструктуры города. Однако этот эффект Паскаликьо считает локальным. "Многое было сделано для города, однако речь идет о так называемых "благородных" районах Рио-де-Жанейро. В бедных кварталах, в фавелах ничего не изменилось, во многих домах по-прежнему нет электричества и канализации, и жители не чувствуют себя вовлеченными в этот процесс", - пояснил экономист.