Все новости

За пять лет работы Петербургская дамба спасла город от 13 наводнений

Как строилась дамба и какие затраты мог понести город без ее защиты - в подборке ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 августа. /ТАСС/. Комплекс защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений, сданный в эксплуатацию ровно пять лет назад, за это время спас город от стихийного бедствия 13 раз. Как строилась дамба и какие затраты мог понести город без ее защиты - в подборке ТАСС.

"Свою важность КЗС доказал уже в первый год эксплуатации. Впервые комплекс защиты задействовали в ночь с 27 на 28 ноября 2011 года, тогда уровень воды мог подняться до отметки 205 см. В декабре того же года предотвращено ещё два наводнения, три наводнения в 2013 году, семь в 2015 году. За всю историю своей работы комплекс защитных сооружений уберег город от 13 наводнений", - рассказали ТАСС в пресс-службе комплекса.

25 километров защиты

КЗС представляет собой не просто "дамбу", как его принято называть. Это многофункциональное гидротехническое сооружение, которое не имеет аналогов в мире. Общая протяженность сооружений, которые соединяют два берега Финского залива, составляет более 25 км.

В состав КЗС входят два судопропускных сооружения с подходными каналами и уникальными затворами, подъемным мостом и тоннелем, шесть водопропускных сооружений с мостами, 11 защитных дамб с автомобильной дорогой, мостовыми пешеходными переходами, а также система предупреждения угрозы наводнений, здания управления КЗС и пожарного депо. В случае опасности для города механизмы КЗС перекрывают 66 затворов, которые способны действовать и в зимних условиях, проламывая лед толщиной до 90 см.

Как утверждают специалисты, комплекс может обеспечить защиту от подъема воды до пяти или даже семи метров, но проверить это на практике Санкт-Петербургу, к счастью, пока не пришлось.

КЗС строили более 30 лет, его начали возводить еще в 1979 году. На протяжении первых четырех лет строительство шло стремительными темпами, и к 1984 году работы были выполнены на 80%, а Кронштадт был соединен сухопутным проездом. Однако в 1990-е годы работы по строительству КЗС были остановлены. Причиной стали трудности с финансированием, а также опасения защитников природы в том, что дамба окажет негативное влияние на водоемы и прибрежные территории.

Строительство дамбы возобновилось только в 2003 году, в 2006 был открыт автодорожный мост над судопропускным сооружением С-2. Суда начали ходить по участку Морского канала в 2008 году. В 2011 году комплекс заработал в полном объеме.

Наводнения как часть истории

Необходимость защиты Петербурга от наводнений доказала история. Первый удар городу на Неве стихия нанесла уже через три месяца после его основания в 1703 году. Разрушительную силу воды петербуржцы ощутили в 1777 году, когда наводнением был поврежден Летний сад - оказалась уничтожена фонтанная система, повреждены многие скульптуры, сломаны деревья.

Крупнейшей природной катастрофой в истории Санкт-Петербурга стало знаменитое наводнение 1824 года с подъемом воды на 410 см, описанное в поэме "Медный всадник" А.С. Пушкина. Она почти повторилась в 1924 году - тогда вода поднялась на 369 см выше отметки. По статистике, которая велась до открытия дамбы, в Санкт-Петербурге в год происходило в среднем до 100 подъемов воды, из них с подтоплением территорий города (свыше 160 см) - от одного до 10.

Самое опасное наводнение в истории современного Петербурга произошло 26 декабря 2011 года, когда КЗС уже начал выполнять защитные функции. Если бы не работала дамба, уровень воды в Петербурге в тот день мог достичь 294 см выше ординара. Под водой могла бы оказаться вся Петроградская сторона, объекты метрополитена. По оценкам городских властей, убытки для города в этом случае исчислялись бы десятками миллиардов рублей.

"Можно сказать уверенно, что дамба не просто выдержала испытание, но и спасла город", - сказал после первого реального испытания КЗС в декабре 2011 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. В пресс-службе КЗС ТАСС сообщили, что декабрьское наводнение 2011 года сопоставимо с наводнением 1955 года, занимающим четвертое место в историческом списке наводнений.

По оценкам экспертов, при катастрофическом наводнении ущерб только для Государственного Эрмитажа мог бы составить более 200 млрд рублей. Комплексу эрмитажных зданий, построенному у самой Невы, неоднократно досаждала водная стихия. Выходя из берегов, река затапливала дворцовые подвалы, покушалась на первый этаж. Сохранились, например, воспоминания о том, как во время наводнения 18 ноября 1824 года Дворцовая площадь с Невой составили единое огромное озеро, посреди которого стоял Зимний дворец - в него отчаянно бились волны, ветер срывал с крыши металлические листы, бил стекла.

На здании Нового Эрмитажа до сих пор сохранилась мраморная табличка с указанием уровня воды 1824 года. Эта картина повторилась и через сто лет, в 1924 году. Последнее наводнение, серьезно побеспокоившее Зимний, произошло в Санкт-Петербурге 1999 году. Тогда вода поднялась на 260 см и проникла в подвальные помещения Эрмитажа через Шуваловский проезд.

Подъем воды в Неве причинял ущерб практически всей исторической части Петербурга, особенно Васильевскому острову и Петроградской стороне. До ввода в строй дамбы в Санкт-Петербурге во время наводнений приходилось даже закрывать некоторые станции метро из-за угрозы подтопления.

"Но силой ветров от залива перегражденная Нева обратно шла, гневна, бурлива, и затопляла острова"

Наводнения в Санкт-Петербурге относятся к разряду нагонных, характерных для участков в морских устьях крупных рек и на ветреных участках побережья. Суть этого природного явления знали уже в XIX веке, и Пушкин изложил его в лирической форме в своей поэме "Медный всадник".

Дамба защищает город от нагонной волны, но геологи обращают внимание на то, что этот процесс имеет и обратную сторону. Приведение в действие затворов КЗС превращает Невскую губу в закрытый водоем. Это создает возможность образования другой волны, которая может пойти в обратном направлении. Во время декабрьского наводнения 2011 года вода на внешней части дамбы, рассчитанной на подъем воды до 5 м 15 см, поднялась на 2 м 8 см.

"Предотвращая наводнение в городе, закрытие дамбы приводит к повышению уровня воды за ней со стороны Финского залива. В связи с дополнительным повышением уровня воды, которое, по модельным расчетам, может достигать 50 см (от подъема уровня без закрытия дамбы), в первую очередь подвергаются затоплению ближайшие береговые территории к КЗС", - рассказал ТАСС директор геологического унитарного предприятия "Минерал", кандидат геолого-минералогических наук Николай Филиппов. Это предприятие, подведомственное городскому комитету по природопользованию, ведет геолого-геофизические и эколого-геохимические исследования на всей территории Северо-Запада России.

По оценкам геологов, в зависимости от направления штормового ветра опасности затопления подвержены прибрежные районы у станций Горской и Большой Ижоры, а также весь Курортный район Санкт-Петербурга. При ветрах северо- западного и северного направления воздействию шторма подвергается южный берег Финского залива от станции "Бронка" до поселка Лебяжьего.

Ученые отмечают, что за последние пять лет серии наиболее серьезных наводнений наблюдались в конце 2011, 2013 и 2015 года. "В декабре 2011 года наиболее пострадал северный берег Финского залива, где была размыта прибрежная зона Курортного района. В декабре 2013 года при сильном шторме с западным, северо-западным ветром сильному воздействию подвергся южный берег залива в районе Большой Ижоры, перед пограничным постом на въезде в поселок Чайка была размыта автомобильная дорога, проходящая вблизи берега, а в декабре 2015 г. пострадал как южный, так и северный берега. Эти наводнения наглядно показали дополнительное воздействие на берег от закрытия КЗС", - заключил Николай Филиппов.