19 октября 2016, 10:01
Регулирование ЖКХ

Взносы за капремонт: кто и как выставляет счета и что делать, если платежка не пришла

Евгений Курсков/ ТАСС

ТАСС разобрался, кто отвечает за сбор денег — региональный оператор или собственники — и можно ли оплатить взнос без квитанции

Мы уже рассказывали о том, что такое взносы на капремонт, кто обязан платить и что грозит за неуплату. В этот раз ТАСС разобрался, как происходит рассылка квитанций, когда нужно платить, что делать, если платежка не пришла, и как оперативно узнать информацию по своему дому: от начислений до сроков выполнения работ. 

Кто и как выставляет счета?

Как найти своего оператора

Узнать своего оператора можно на сайте Реформа ЖКХ.Ру (вкладка "Капитальный ремонт", окно "Куда обращаться")

  • Механизм выставления квитанций зависит от выбранного способа накопления средств на капитальный ремонт. Напомним, их можно накапливать двумя способами: на счете регионального оператора (по умолчанию) или на специальном (индивидуальном) счете дома (только после соответствующего решения общего собрания собственников).

Когда надо оплатить счет?

  • Если деньги идут в региональный фонд капремонта или региональный оператор является оператором выделенного счета для дома, он сам занимается выставлением счетов, ведет контроль и учет платежей.
  • При наличии специального счета, владельцем которого является непосредственно товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищно-строительный кооператив (ЖСК), за сбор и учет средств отвечают собственники помещений.
  • В обоих случаях для выпуска и рассылки квитанций могут привлекаться третьи лица, например Единый расчетный центр или управляющая компания.
  • Обычно взносы на капремонт включают в платежки по ЖКХ (Единый платежный документ). Однако в некоторых регионах за капитальный ремонт присылают отдельные квитанции. Так происходит, например, в Калининградской, Псковской и Липецкой областях. Кроме того, собственники могут получать отдельную платежку при наличии индивидуального счета дома на капремонт.

Что делать, если квитанция не пришла по почте?

  • Сроки оплаты взносов на капремонт совпадают со сроками платы за жилье и коммунальные услуги, т. е. ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Например, квитанцию за октябрь необходимо оплатить до 10 ноября.
  • Платежные документы должны быть предоставлены собственнику не позднее первого числа следующего месяца.

Можно ли оплатить взнос, не дожидаясь квитанции по почте?

  • Если вы не входите в число тех, кто не должен платить за капремонт, вам следует обратиться к оператору капитального ремонта (или фонду) в своем регионе. Напомним, взносы не платят собственники домов, в которых менее трех квартир, или домов, признанных аварийными, а также наниматели жилья, в том числе по соцнайму.
  • Если вы хотите, чтобы региональный оператор прислал новую квитанцию, не забудьте приложить к заявлению на перерасчет копию свидетельства о регистрации права собственности.
  • Размер текущих выплат (либо сумму задолженности) можно узнать на интернет-порталах городских или государственных услуг, а также в управляющей компании своего жилого дома.

Кто гарантирует сохранность денег на счетах домов и в фондах капремонта?

  • Да, такая возможность существует. Во-первых, можно распечатать платежку с сайта регионального оператора. Для этого необходимо указать номер своего лицевого счета.
  • Во-вторых, зная сумму платежа, взнос можно оплатить в местах приема платежей (например, Почта России или Сбербанк) по реквизитам, указанным в квитках за предыдущие месяцы.

Как жители конкретных домов могут следить за поступлением взносов, узнавать сроки ремонта?

  • Сохранность средств гарантируют государство, а также банки, где хранятся средства, — такие счета разрешено держать только в крупных российских кредитных организациях с величиной собственного капитала не менее 20 млрд рублей.

Пример

После регистрации на московском портале госуслуг (нужно указать СНИЛС), необходимо найти свой дом (вам понадобится адрес, а также код плательщика из Единого платежного документа при его наличии).

С помощью сервиса можно узнать, входит ли ваш дом в региональную программу капитального ремонта. В этом случае вы сможете узнать о выбранном способе формирования фонда капремонта и о владельце спецсчета (если выбран такой вариант накопления средств). Также вам будут доступны следующие разделы:

"Мой дом"

  • В этом разделе можно узнать о планируемых работах и сроках проведения ремонта отдельных элементов дома, выбрав на интерактивной карте крышу или фасад.

"Работы"

  • Сроки проведения работ, их объем и прогнозируемую стоимость можно получить не только в интерактивном, но и в текстовом формате в разделе "Работы". В данном примере видно, что мусоропровод планируется заменить в 2015–2017 гг.

"Платежи"

  • В разделе можно проверить начисление и оплату взносов по своей квартире. Так, в нашем примере видно, что с момента установления обязательств по оплате взносов на капремонт собственнику начислено 9984 руб. Он оплатил 8736 руб. Задолженность равна разнице между начисленной и оплаченной суммой. В данном примере это плата за один месяц.

  • Кроме того, каждый жилец может отслеживать финансовую информацию по всему дому. В данном случае с момента установления обязательств по оплате капремонта на весь дом было начислено 537 200,11 руб. Собственники оплатили 494 746,12 руб. Задолженность жильцов составляет 42 453,99 руб. и равна разнице между начисленной и оплаченной суммой.
  • Сумма в графе "Начисленные льготы" означает, что среди собственников есть льготные категории граждан (пенсионеры, отдельные категории инвалидов и т. д.). За них платит государство (возмещение может доходить до 100%). Т. е. региональный оператор выставляет счет городу за льготников ("Начисленные льготы") и город их возмещает ("Возмещенные льготы").
  • Последняя графа показывает, сколько денег осталось на счету после проведения капремонта. В нашем примере цифра равна сумме в графе "Оплачено", что означает, что работы по ремонту пока не проводились.

Если дом не входит в региональную программу капремонта, пользователю указываются причины, по которым дом не попал в список.

  • Обычно эта информация предоставляется на порталах государственных и муниципальных услуг, а также на сайтах регионального оператора капремонта. Например, жители столицы могут узнать интересующие данные на московском портале госуслуг.