Молодой мужчина садится за свое рабочее место и достает наушники. Нажимает Play в смартфоне и откидывается на спинку стула. Тишину нарушает ритм ударных...
Мурат Салпагаров любит работать под музыку. Его вообще нельзя назвать обычным ювелиром в традиционном понимании этого слова. Он еще и художник, изобретатель новых форм. И один из немногих в Карачаево-Черкесии ювелиров, если не единственный, кто создает свои собственные коллекции украшений, а не делает продукцию по готовым каталогам.
Роман с камнем
Родился Мурат в 1985 году в селении Учкекен в семье инженеров. Никто из его близких не был ювелиром. Ближе всех к этому ремеслу подошел дед по материнской линии Хусей, который был плотником и кузнецом.
"А я с детства увлекался коллекционированием камней. В 90-х очень модными были женские клатчи, одежда с блестками. Я оттуда блестки выковыривал, за что меня, конечно, ругали. Потом перешел на коллекционирование натуральных поделочных камней. Затем мать увидела, что я рисую хорошо, и отдала меня в художественную школу в нашем селе", — рассказывает ювелир.
Там он проучился пять лет. А в конце 10-го класса счастливый случай доказал, что жизненный путь будущего ювелира и дизайнера предопределен. "Мы шли по улице с мамой и чисто случайно встретились с моей школьной учительницей, — продолжает Мурат. — Учительница спрашивает у матери: "Куда ты хочешь, чтобы он поступил?", та отвечает: "Куда-нибудь по художественному направлению либо на ювелира". Учительница говорит: "У меня как раз дочь учится в пятигорском краевом училище дизайна". И мы поехали туда сдавать вступительные экзамены".
Парень из Учкекена выиграл конкурс и был зачислен на первый курс. Учиться ему очень нравилось. Любимый преподаватель Мурата Александр Тераганов всегда требовал от него работы на пределе возможностей. "Требовал, чтобы я постоянно рисовал, искал верное оформление в дизайне", — говорит ювелир.
Первый мастер
После четырех лет учебы молодой выпускник вуза вернулся в родное село с мечтой открыть ювелирное ателье. Это было непросто — денег требовалось много, а их у семьи не было: отец Мурата впал в кому, когда сын учился на третьем курсе.
Родственники ювелира помогли собрать деньги, сделать необходимые инструменты, и мечта начала осуществляться. Мурат гордится тем, что все этапы работы над изделием делаются вручную.
"Я не использую компьютерные технологии. Все делается по старинке, как 100 лет назад. Но ведь в ручной работе чувствуется душа. Украшение, сделанное руками, как будто выглядит живым. Работа над сложными изделиями занимает примерно месяц — от создания эскиза до финального воплощения", — поясняет он.
В первые месяцы было трудно. Малоизвестному мастеру требовались клиенты. Выручило сарафанное радио. Первый удачно сделанный ремонт ювелирного украшения, и к Мурату пошли жители села. Прибыли, получаемой на ремонте и другой текущей работе, хватало на жизнь. Остальное время он тратил на создание коллекций по собственным эскизам.
Эльфы и драконы
"Первая коллекция — "Эльфийская" — вышла в 2008 году, когда я посмотрел фильм по произведению Толкиена "Властелин колец". Там была показана эльфийская архитектура, построенная на переплетении тонких линий. Я начал делать украшения из плетеной золотой и серебряной проволоки", — рассказал ювелир.
После "Эльфийской" коллекции Мурат вдохновился творчеством группы "Энигма". Главными образами, используемыми автором, стали бабочки и пауки.
"У "Энигмы" были клипы, где артисты изображали бабочек и пауков. Вот эту гармонию и легкость этих существ я и старался передать. В коллекцию вошли такие украшения, как кулоны в виде бабочки или кольца, как пауки. Камни под эту коллекцию идут самых нежных тонов. Это светлые сапфиры и жемчуг", — объяснил ювелир.
Как признается Мурат Салпагаров, одно из самых главных его увлечений, помимо работы с камнями и металлами, — это музыка. Она влияет и на создание коллекций. Третья по счету коллекция "Слезы дракона" навеяна творчеством исландской певицы Бьорк. Сейчас у ювелира из Учкекена на разной стадии воплощения находится шесть коллекций. Одна из последних — "Аланская". Для ее создания он долго знакомился с аланской культурой, чтобы найти источник вдохновения.
Не те выставки
В начале своей творческой деятельности Мурат часто бывал на различных выставках республиканского, окружного и федерального уровней. Но они ему быстро наскучили.
Я искал единомышленников на Кавказе, но у нас их практически нет. Везде ювелиры сидят на готовых каталогах китайских. Когда я им говорю: "Покажите мне свой каталог", они отвечают: "У нас такого нет". Им кажется, что я неправильно все делаю, слишком много времени трачу на создание коллекции, эскизов, когда можно все сделать быстрее, с готового
"В них отсутствует соревновательный элемент — это просто выставка-продажа своей продукции, а у меня готовых изделий не так много, поскольку делаются они на заказ по эскизам. В России нет выставок, как в Гонконге, Дубае и других местах за границей, где оценивается дизайн работы. Здесь этого очень не хватает", — сетует он.
Не менее сложно ювелиру из КЧР найти единомышленников, которые бы понимали и по достоинству оценивали оригинальность его работ. "Я очень много искал единомышленников на Кавказе, но у нас их практически нет. Везде ювелиры сидят на готовых каталогах китайских. Когда я им говорю: "Покажите мне свой каталог", они говорят: "У нас такого нет". Им кажется, что я неправильно все делаю, слишком много времени трачу на создание коллекции, эскизов, когда можно все сделать быстрее, с готового", — говорит Салпагаров.
Кольцо для Леди Гага
Учкекенский мастер уже приучил к своим эпатажным работам односельчан и жителей республики, а теперь надеется заинтересовать ценителей этого стиля не только в России, но и за рубежом. Молодой ювелир намекнул, что у него есть эскиз кольца, которое он мечтает подарить американской звезде эстрады Леди Гага. Пока кольцо, которое носит имя певицы, существует только на бумаге, но Мурат надеется, что однажды начнет работу над ним по личной просьбе самой эпатажной вокалистки США.
Сергей Околов