Турассоциация: Арктика, Байкал и Крым набирают популярность среди китайских туристов
Регионы СКФО также все больше ориентируются на привлечение туристов из Поднебесной
МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/. Москва и Санкт-Петербург остаются наиболее привлекательными городами для туристов из Китайской Народной Республики, но среди них начинают набирать популярность арктические регионы, полуостров Крым и озеро Байкал. Об этом корреспонденту ТАСС сообщила исполнительный директор туристической ассоциация "Мир без границ" Светлана Пятихатка.
"Основными точками притяжения пока для туристов остаются Москва и Санкт-Петербург, хотя другие российские регионы уже также интересуют китайских туристов. Например, наша русская Арктика, Крым и озеро Байкал. Безусловно, популярен также Владивосток", - рассказала она.
По словам Пятихатки, по результатам первых шести месяцев 2016 года сибирские регионы посетили порядка 9% от общего числа безвизовых туристических групп. Все больше туристов из КНР стремятся посетить озеро Байкал - во многом благодаря тому, что певец Ли Цзянь написал популярную в Китае песню "На берегах Байкала", и теперь многие хотят увидеть озеро своими глазами. Растет интерес и к русской Арктике, куда китайские туристы хотят поехать, чтобы посмотреть на северное сияние, поскольку среди них популярна легенда о том, что увидевший его будет счастлив до конца жизни.
По результатам 2015 года, как отметила Пятихатка, Россию посетили 1 млн 122 тыс. жителей Китая, из них с туристическими целями - 677 тыс. человек. Порядка 80% турпотока составили групповые туристы, которые въезжают в страну по соглашению о безвизовом обмене с КНР.
С 2010 года количество туристов из Китая в Россию выросло в 4,3 раза - со 158 тыс. человек в 2010 году до 677 тыс. человек в 2015 году. Число безвизовых групповых поездок из Китая за эти же пять лет выросло в 6,2 раза - с 87 тыс. человек в 2010 году до 537 тыс. человек в 2015 году. "При этом доля безвизовых групповых туристов в общем числе турпотока из Китая выросла с 55% в 2015 году до, фактически, 80% в 2015 году. То есть мы видим, что групповой туризм въездной из Китая превалирует над индивидуальным", - пояснила Пятихатка.
По данным пресс-службы туристической ассоциации, с января по июнь 2016 года почти 230 тыс. туристов из Китая посетили Россию в рамках безвизового группового обмена. Этот показатель на 43% больше результатов аналогичного периода прошлого года. За 9 месяцев этого года Россию в рамках безвизового обмена посетило более 670 тысяч туристов, то есть почти столько же, сколько за весь прошлый год с учетом числа и индивидуальных туристов.
Проторенными тропами и новыми путями
Выбор места посещения и туристического маршрута во многом зависит от логистики. "Куда есть прямые рейсы, по тем маршрутам с удовольствием и едут китайские туристы. В настоящий момент достаточно много существует прямых рейсов с Китаем. В этом году также запустили рейсы через Уфу и Казань, когда китайские туристы в этих городах останавливаются ненадолго, а потом уже летят в Москву и Санкт-Петербург", - отметила Пятихатка.
При этом логистические проблемы напрямую отражаются на стоимости турпакета. "Китайские туристы, насколько нам известно, тратят 530 долларов США за день поездки. Это авиаперелет, проживание, питание и экскурсионная программа. Так, например, отсутствие прямых рейсов в Крым сильно сказывается на стоимости турпакета, наверное, отчасти поэтому в массовом порядке китайские туристы туда не едут", - пояснила исполнительный директор туристической ассоциации "Мир без границ".
В приеме китайских туристов заинтересована Калининградская область, но в этот регион из КНР массово поедут только при появлении прямых рейсов. Аналогичная ситуация и с регионами Северного Кавказа. При этом регионы СКФО все больше ориентируются на привлечение туристов из Поднебесной.
"Ориентация на Восток очень перспективна. Десять рублей, затраченные на работу с китайским туристом, дают значительно больший эффект, чем те же десять рублей, затраченные по рублю на страны Европы. Европа поликультурна, и к каждой стране, к каждому народу надо подходить со своим предложением. А в Китае миллиардная нация, которая, конечно же, имеет свои региональные особенности, но обладает общим интересом - к советскому прошлому, к современной России, а также чтит свою историю, особенно связанную с Великим шелковым путем, поэтому от работы с китайским направлением мы ожидаем больший экономический эффект", - отметил советник министра РФ по делам Северного Кавказа Станислав Аристов.
Тем не менее, в туристической ассоциации "Мир без границ" утверждают, что о массовом турпотоке из Китая в регионы Северного Кавказа пока говорить преждевременно.
"Продемонстрировать привлекательность страны, в том числе и через уникальность ее регионов, - задача, которую только предстоит решить и отечественной туротрасли, и самим субъектам РФ. Информации о СКФО в Китае крайне мало, а на местном туристическом рынке регионы России конкурируют не друг с другом, а с крупнейшими мировыми направлениями. Необходимо привлечь внимание потенциальной аудитории, заговорить на ее языке, показать все возможности, предоставляемые Кавказом, адаптировать сервис к приему китайских туристов и продумать логистику. Турист должен привезти домой только положительные впечатления, а лучшая реклама - это совет друга, увидевшего все своими глазами", - уточнили в пресс-службе турассоциации.
Красными маршрутами
Помимо Московского Кремля и дворцов Петербурга, большой интерес у китайских туристов вызывает советское прошлое современной России и памятники, так или иначе связанные с коммунистической историей. "Китайские туристы, въезжающие в Россию, - это в основном возрастные туристы - те, кому за 50 лет. Поэтому они посещают Россию в том числе и для того, чтобы приобщиться к коммунистическому прошлому нашей страны. Для них очень интересны оставшиеся у нас элементы коммунистического прошлого, как, например, памятники Ленину, китайцам очень нравятся экскурсии в Ленинские горки, их интересует военная тематика и советское прошлое", - рассказала Пятихатка.
По словам эксперта, пару лет назад на территории России начал работу такой федеральный проект, как "красный маршрут", который предполагает приобщение китайских туристов к историческому коммунистическому прошлому России. Изначально он включал в себя поездку по четырем городам, история которых тесно связана с историей коммунизма в СССР - это Ульяновск, Москва, Санкт-Петербург и Казань. Но, несмотря на интерес со стороны туристов из КНР, в массовом порядке по "красных объектам" туристы не поехали.
Тем не менее, разработка адаптированных под туристов из Китая "красных туров" сейчас ведется на Сахалине. "Туры будут адаптированы под китайских гостей с перелетом Харбин - Южно-Сахалинск. Презентация пройдет 11-13 ноября на туристской выставке CITM (China Internation Travel Mart) в Шанхае, а затем в провинции Хунань", - рассказала корреспонденту ТАСС сотрудница агентства по туризму Сахалинской области Наталья Иванова.
Гостям будут предложены экскурсии к памятнику Ленина, в краеведческий музей (история отношений с Японией), в новый музей "Победа", где можно ознакомиться с ходом военной операции по освобождению южного Сахалина и Курил, на Холмский перевал, где шли бои с японскими милитаристами.
Мир познается через покупки
Обязательная составляющая любого путешествия для туристов из Китая - шопинг. "Китайские туристы познают мир через покупки. И поэтому они в любой поездке обязательно покупают очень много - порядка 60% своего бюджета они тратят на шопинг. При этом они любят покупать в каждой стране то, что нельзя купить больше нигде", - рассказала исполнительный директор туристической ассоциации "Мир без границ" Светлана Пятихатка.
Так, из России китайские туристы везут янтарь, золотые украшения, меха и плитки шоколада "Аленка". Как ни странно, китайцы стремятся приобрести в нашей стране также вещи известных мировых брендов и косметику известных марок. "Что касается брендовых вещей, то среди китайцев бытует мнение, что в Китае продаются подделки, а во всех остальных странах, в первую очередь - европейских, к которым они относят и Россию, продаются оригинальные товары. Из-за высоких налогов на роскошные товары в Китае у нас те же вещи стоят дешевле на 20%, поэтому китайские туристы с большим удовольствием приобретают брендовые вещи и косметику здесь в России", - пояснила эксперт.
Есть сучки и задоринки
Несмотря на то, что поток туристов из Китая в Россию растет с каждым годом, проблем с логистикой и приемом гостей меньше не становится.
"В приеме китайских туристов нередко возникают инфраструктурные проблемы. Например, есть проблема нехватки гостиничных номеров в Санкт-Петербурге. В связи с этим, например, недавно было заявлено о том, что некоторые гостиницы Санкт-Петербурга и Москвы собираются в следующем сезоны повысить цены, что непременно негативно скажется на количестве китайских туристов в этих отелях", - рассказала Пятихатка.
При этом в последнее время от отелей с 3-4 звездами предпочтения туристов сместились в сторону гостиниц с 4-5 звездами. Вызвано это, отчасти, и ростом благосостояния жителей Китая, и падением рубля по отношения к юаню.
Гостевые дома и этнодеревни пока пользуются небольшой популярностью у приезжающих из Поднебесной, но и здесь есть исключения. "Например, в Забайкальском крае у китайских туристов пользуются популярностью туры, дающие возможность окунуться в настоящую деревенскую жизнь с традиционными русскими играми, лаптой и городками, настоящим хлебосольством и близостью к природе", - отметила эксперт.
Другая проблема - серьезный дефицит обслуживающего персонала, владеющего китайским языком. "В Москве, например, не хватает гидов-переводчиков, владеющих китайским языком. На Москву необходимо как минимум 250-300 гидов-переводчиков, а сейчас насчитывается аккредитованных гидов всего 82 человека. Понятно, что в преддверии ЧМ по футболу 2018 года число гидов необходимо быстро и серьезно увеличивать, с этим сейчас туристическая ассоциация "Мир без границ" серьезно работает", - рассказала исполнительный директор ассоциации, пояснив, что туроператоры, входящие в ассоциацию, уже создали попечительский совет, который будет давать гранты на обучение успешным студентам-гидам и учить их работе с группой на практике.
Как ранее сообщал ТАСС, Ростуризм и государственное управление по делам туризма КНР планируют увеличить турпоток между странами до уровня 2 млн человек уже к концу текущего года.