КС разрешил пожизненно заключенным длительные свидания
В настоящий момент приговоренные к пожизненному заключению не имеют права на длительные свидания в течение первых 10 лет отбывания наказания
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 ноября. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) РФ постановил, что лишение пожизненно заключенных права на длительные свидания в течение первых 10 лет отбывания наказания не соответствует Основному закону страны, и предписал законодателю внести изменения в действующее законодательство. Соответствующее постановление опубликовано на официальном сайте суда.
КС постановил признать положения пункта "б" части третьей статьи 125 и части третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса РФ противоречащими Конституции "в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания". "Федеральному законодателю <…> надлежит установить условия и порядок реализации лицами, осужденными к пожизненному лишению свободы, права на длительные свидания", - говорится в решении.
До внесения соответствующих изменений осужденным к пожизненному заключению должно предоставляться одно длительное свидание в год.
Нарушение права на семейную жизнь
В КС обратились супруги Королевы и Вологодский суд по делу Антона Мацынина. Основатель неонацистской террористической организации "СПАС" Николай Королев был приговорен к пожизненному заключению, он был признан виновным в убийствах, создании преступного сообщества для совершения тяжких и особо тяжкий преступлений. Участниками группировки было совершено девять терактов, в том числе на Черкизовском рынке Москвы в августе 2006 года, когда погибли 14 человек и пострадали 47. Со своей женой Вероникой он заключил брак уже на территории колонии.
Основная претензия заявителей - нарушение права на семейную жизнь пожизненно осужденных запретом для них на длительные свидания с супругами в течение первых 10 лет отбывания наказания. По мнению Королевых, запрет на свидание исключает возможность естественного зачатия ребенка, что "является жестоким и бесчеловечным обращением и наказанием, нарушением права на семейную жизнь, в том числе лица, не совершавшего преступлений против общества и государства".
Позиция КС
Изучив дело, КС пришел к выводу, что в существующем законодательстве действительно есть изъян.
По закону за хорошее поведение осужденным к лишению свободы могут разрешить дополнительное длительное свидание, но по факту это невозможно. Закон трактуется как исключающий предоставление такой возможности до перевода в обычные или облегченные условия отбывания наказания. А так как в первые 10 лет заключения независимо от поведения пожизненно осужденного его перевод в более щадящие условия вообще невозможен, то, соответственно, длительные свидания также невозможны.
По мнению КС, такой подход не позволяет индивидуализировать исправительное воздействие наказания и не соответствует российской Конституции и положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее интерпретации ЕСПЧ. При этом КС отметил, что поставленная конституционная проблема не может быть решена единственным способом - предоставлением свиданий в качестве поощрения по усмотрению администрации уголовно-исполнительного учреждения.