ВАШИНГТОН, 10 декабря. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Русские американцы братья Джеймс и Джезайя Джонсон, драматичная семейная история которых наделала в России немало шума, достигли полного совершеннолетия.
В минувшую пятницу близнецам, которых на родине звали Женей и Володей Тулимовыми, исполнился 21 год. О том, как складывается их жизнь, корреспонденту ТАСС рассказала их американская приемная мать-бабушка Филлис Мэтти-Джонсон.
Рассказ получился не очень радостным. Среднюю школу ребята не окончили, хотя Джезайя, который в последнее время и в Америке именует себя исключительно Владимиром Тулимовым, по словам Филлис, "задним числом получил свидетельство о среднем образовании". Заняты оба на подсобных работах - "один в магазине, другой в ресторане". В поисках лучшей доли Джеймс "думает пойти служить в армию".
Самой собеседнице сейчас 71 год. На свою неполную пенсию (ей пришлось досрочно уйти с работы, чтобы воспитывать детей) содержать близнецов она не в состоянии. Социальные пособия на них кончились после того, как те вышли из школьного возраста. Муж Филлис давно умер.
Теперь и сами Джеймс и Джезайя по закону считаются совершенно взрослыми и полноправными гражданами. Пороги совершеннолетия и вступления в разные права варьируются в США от штата к штату, но основных рубежей два: 18 лет и 21 год.
Уникальная история
В декабре 1999 г родной сын и невестка Филлис, уже имевшие четырех собственных детей, усыновили в России сразу трех малышей - братьев Тулимовых.
Спустя 10 месяцев старший из них - Виктор - скончался. Следствие и суд показали, что приемные родители уморили его голодом, холодом и побоями. Филлис выступала на суде свидетелем обвинения против собственных родных, защищала российских детей, а потом и усыновила их, когда преступники отправились за решетку.
Осуждены те были в 2004 году, а уже в 2008-м вышли на свободу. Произошло это в результате их сделки с правосудием, в рамках которой они признали себя виновными лишь в убийстве по неосторожности без отягчающих обстоятельств.
В Америке все это осталось заурядным эпизодом криминальной хроники, никого особо не заинтересовавшим. В России же история американской приемной матери-бабушки и ее русских детей приобрела широкую известность после того, как Филлис в 2008 году свозила Джеймса и Джезайю на родину - в город Свободный Амурской области. О возвращении близнецов и их встрече с родной матерью, старшими братьями и сестрой подробно рассказывали российские телеканалы.
Американке даже вручили премию за гражданское мужество "Выбор". В номинации были отмечены "мужество и принципиальность Филлис, которая спасла чужих детей, осуждая своих ближайших родственников и не побоявшись пойти против общественного мнения в своем родном городе".
Надежда на книгу
Теперь Филлис написала обо всем этом книгу "Голос Виктора" и ищет для нее издателя. Надеется, что работа выйдет в свет и "принесет хоть немного денег". Пока для семьи проблема - даже "те 150 долларов, которые Джеймсу нужно уплатить за экзамены" на школьный аттестат.
Правда, сам Джеймс настроен достаточно оптимистично. Как он рассказал корр. ТАСС, он рассчитывает заключить договор со Службой береговой охраны США, получить за ее счет высшее образование, отработать потом на нее положенный срок, а в перспективе пойти работать в полицию. Отсутствие аттестата его не смущает: в вуз, дескать, возьмут и так, просто придется сдавать дополнительные зачеты. В американской высшей школе подобное действительно возможно.
Тем не менее у Филлис мечты куда приземленнее. Она думает о том, чтобы близнецы прошли "хотя бы небольшую дополнительную подготовку" в местном колледже, аналоге профессионально-технических училищ, поскольку "это улучшает возможности для трудоустройства". Правда, и это дело тоже платное. Наконец, им нужна машина: в американской глубинке, где они живут, это не роскошь, а насущная необходимость.
В схожей ситуации российские власти помогали другим русским детям - брату и сестрам Алексею, Анастасии и Светлане Климовым в Техасе. Но Филлис с детьми никакой российской помощи никогда не получала. "Нам ничего и не обещали", - уточнила она.
Завершился разговор на пронзительной ноте. Окончив рассказ о близнецах и уже прощаясь, Филлис напоследок сказала: "А Виктору в сентябре исполнилось бы 23 года"...
Еще одна трагедия
Помимо гибели Виктора, Филлис пришлось столкнуться еще с одной точно такой же трагедией. В марте 2010 года именно она первой сообщила, что от рук приемных родителей в США погиб еще один русский ребенок - семилетний Ваня Скоробогатов из Челябинска.
В 2003 г. он был усыновлен американцами Майклом и Наннет Крейверами и получил новое имя - Натаниэл Майкл Крейвер. Приемные родители увезли его и его сестру в маленький поселок Кэррол-Тауншип (штат Пенсильвания).
Филлис с близнецами жила неподалеку, и после гибели Вани-Натаниэла до нее дошли слухи, что ребенок был русским. Она сообщила об этом корреспонденту ТАСС, а дальше консульская проверка в посольстве России США сразу расставила все по своим местам.
Следствие показало, что Ваня, как и Виктор, погиб от побоев и голода. Приемные родители вину не признавали, а утверждали, что мальчик был психически болен и сам наносил себе увечья. Их все же осудили и приговорили к 4 годам тюрьмы, но позже переквалифицировали происшедшее на "непредумышленное убийство" и сократили срок до 16 месяцев.
Закон Димы Яковлева
Эти и другие подобные трагедии в США, счет которым шел уже на десятки, привели к тому, что в России чаша терпения в конце концов переполнилась. В 2013 году вступил в действие российский "закон Димы Яковлева", запретивший американцам усыновлять российских детей-сирот. Он сразу вызвал бурную реакцию, которая в России была противоречивой, а в США - однозначно негативной и резко критической. Полемика вокруг этого вопроса периодически возобновляется и поныне.