С 1 января 2017 года в России должна была заработать новая схема сбора и переработки отходов, предусматривающая раздельный сбор мусора и передачу услуг по его вывозу от управляющих компаний региональным операторам. Однако выяснилось, что часть регионов не готова переходить на новый механизм работы. ТАСС разобрался, какие препятствия встали на пути новой системы утилизации отходов и какое будущее ждет "мусорную реформу".
Зачем вообще понадобилась реформа
1
Ежегодно в России образуется около 5 млрд тонн отходов, при этом утилизируется в лучшем случае лишь половина. Одной из основных проблем в обработке мусора является огромное количество несанкционированных свалок (в 20 раз больше, чем легальных) и недостаточное внедрение практики переработки, считает министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.
По словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, "цифры просто шокируют: в стране накоплено около 100 млрд тонн бытовых и производственных отходов, они занимают порядка 4 млн га земли". Матвиенко добавила, что скопление отходов — это не только "экологическая мина" замедленного действия, но и питательная среда для криминального бизнеса.
Президент РФ Владимир Путин назвал проблему утилизации отходов одной из самых ключевых на данный момент. "Странного (в этом) ничего нет, потому что у нас никогда эти вопросы не решались с промышленной точки зрения, а просто, имея в виду, что у нас огромные территории, сваливали где ни попадя все подряд. А нужно переводить в цивилизованное русло эту работу (по утилизации отходов)", — заявил президент.
Для решения этой проблемы была разработана реформа системы обращения с отходами, которая предусматривает переход от захоронения мусора к его раздельному сбору и переработке. Предполагается, что реформа будет способствовать сокращению числа захоронений и нелегальных свалок.
Что пошло не так
2
Для того чтобы новые правила сбора мусора заработали с 2017 года, все регионы должны были составить свои схемы обращения с отходами и утвердить тарифы за вывоз мусора. Территориальные схемы должны включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количества отходов с разбивкой по видам и классам опасности до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Однако в начале ноября 2016 года председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева констатировала, что "далеко не все территории подготовились, у них нет своих правил, не утверждены тарифы".
Что делать дальше
3
Из-за неготовности регионов было принято решение о переносе сроков реформы на 1 января 2019 года. По словам Путина, связано это именно с тем, что многие субъекты не смогли определиться, куда именно перемещать существующие полигоны бытовых отходов.
Что будет с регионами, которые успели подготовиться
4
Регионы, у которых территориальные схемы утверждены в срок, а также выбраны региональные операторы, начнут в качестве эксперимента работать по новой системе, как и планировалось, с 2017 года. "Мы будем смотреть, как эта система работает, донастраивать ее, а также найдем возможность поощрять те субъекты, которые войдут в схему в этом году", — пояснил министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень.
Как заявили в Минприроды, среди пилотных регионов Московская, Челябинская и Орловская области, а всего 13 регионов. Эти субъекты получат дополнительную поддержку из федерального бюджета.